Психические заболевания музыкантов

Психические заболевания музыкантов

Психические расстройства и музыка

Музыканты-психи что может быть интереснее? Являясь с одной стороны человеком, который испытывает некоторый интерес к музыке, а с другой стороны будучи практикующим психиатром, я просто вынужден был часто задумываться о связи психических расстройств и способности продуцировать интересные звуки. (Воспринимать этот текст стоит с оглядкой на то, что это творчество, имеющее лишь опосредованное отношение к науке.)

В человеческом обществе бытует мнение, что гений и безумие понятия практически неразделимые. С этим можно и согласиться и поспорить. Гениальность это, безусловно, разновидность патологии, при этом, к примеру, шизофрения это ну никак не повод для гордости.

Болезнь на первых этапах своего развития дарует человеку творческому новые возможности, как то нестандартное мышление (которое возникает в результате развития расстройств мышления, которые неминуемы), расстройства восприятия (иначе говоря, галлюцинации), с другой стороны превращают сумасшедшего артиста в того, кого принято именовать визионером. Тут следует сразу заметить, что в таком случае из числа визионеров следует сразу исключить наркоманов и алкоголиков, которые тоже видят нечто, но исключительно посредством привнесения в процесс метаболизма чуждых веществ, а не вследствие приобретения организмом новых свойств. Именно по этим, довольно простым и очевидным причинам, музыка психически больных людей не похожа ни на что другое, именно поэтому она устанавливает новые стандарты просто для душевнобольных нормы и стандарты прекращают существовать, или же у них появляются свои собственные нормы, странные для окружающих, но абсолютно естественные для самих больных.

Из т. н. большой психиатрической тройки (шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз) нам, в контексте этого материала, особенно интересна шизофрения. Из известных эпилептиков вспоминается, например, Шопен. но что нам Шопен? Бетховен вон вообще был глухим (если верить названию пластинки Моррисси).

Эпилепсия хороша тем, что иногда сопровождается яркими и грандиозными галлюцинациями, чаще религиозного содержания, но, с другой стороны, она приводит к специфическому огрубению личности, что для человека творческого совсем не полезно, конечно.

Что до МДП, то депрессия не способствует (мягко говоря) вообще никакой деятельности, а мания вызывает чрезмерную и бесплотную активность. Кроме того МДП легко скрывать от окружающих, посему музыкантов, страдающих этим недугом я не знаю.

Сид Баррет и Брайан Уилсон парочка самых известных шизофреников от музыки, ярко демонстрируют два разных пути течения этого недуга. Баррет, человек написавший первый (и лучший) альбом Pink Floyd страдал, очевидно от т. н. прогредиентной, то есть быстро и неуклонно прогрессирующей шизофренией. Отсюда результат парочка потрясающих, но очень неровных и туго записывавшихся альбомов, а дальше полное исчезновение с карты местности.

У Брайана Уилсона, главного участника американских Beatles Beach Boys, очевидно, наблюдается простая форма (в СССР ее называли вялотекущей), поэтому в данном случае все проще: обострение творческий отпуск, ремиссия какой-нибудь странный и великий альбом (или просто странный).

Известно, так же, что родной брат Дэвида Боуи страдал шизофренией и в итоге покончил с собой под влиянием болезненных мыслей. Близкое родство в таких случаях довольно опасный фактор, посему можем держать в уме гипотезу, что гениальность Боуи тоже следствие психического расстройства (к примеру, психопатии).

Кстати о психопатиях. Людей, страдающих т. н. пограничными расстройствами психики (неврозы, психопатии и все такое прочее) среди музыкантов великое множество. Эти состояния не требуют госпитализации, а иногда и лечения, не мешают нормальному функционированию, а только добавляют личности изюминку (а иногда пригоршню изюма). Среди таких людей: Игги Поп, Дэвид Бирн, Мэрилин Мэнсон и масса других. Однако, существует и пример музыканта-психопата опасного, неприятного и раздражающего (и при этом безумно талантливого). Идол панк-рока Джи-Джи Аллин испражнялся на концертах, обмазывался собственными фекалиями, провоцировал аудиторию (часто очень успешно), а также принимал героин в неуемных количествах, от чего в итоге и умер.

Еще один огромный пласт музыканты-самоубийцы. Для психиатрии однозначен ответ на вопрос есть ли среди суицидантов психически здоровые люди, которых, что называется, жизнь заставила. Ответ этот нет. Инстинкт самосохранения свойство здоровой психики. Его нет нет и психического здоровья. Избавляя себя от тяжкого труда перечисления музыкальных самоубийц (довольно продолжительный список их, кстати, можно услышать, например в песне группы ХЗВ Україна це ми) я перепоручаю ее интересующемуся читателю, заодно можно попробовать самостоятельно поставить и диагноз. Получится интересный результат пишите.

Недавняя музыкальная история преподнесла нам негаданный сюрприз совершенно парадоксальную ситуацию, когда в ряды музыкантов неожиданно приводит старческое слабоумие (психиатры называют его деменцией). Дэвид Линч без обиняков великий режиссер, Каннский лауреат и культовая личность интересовался звуком с самого начала своей карьеры. Звуковое и музыкальное оформление его фильмов всегда имело основополагающее значение. С какого то момента Линч и сам стал писать музыку. Выпустил инструментальную пластинку Blue Bob и прочее. Однако все это было не то. Первой ласточкой был выпущенный в 2007 году сингл Ghost of Love, на котором метр запел (заметим, что где-то в тот период он как раз перестал снимать). Однако диск вышел как-то исподтишка и его мало кто заметил. В этом году, когда уже ни у кого, кажется, не осталось сомнений, что у Линча все таки то, что в народе именуется маразмом, режиссер объявил о том, что становится певцом. В работе у него пластинка, а пока небольшим тиражом вышло роскошное виниловое издание двух синглов, абсолютно разных: разбитная танцевальная электроника и полуакустический макабр, украшенные незабываемым голосом Линча. Кроме шуток, если вы не слышали, как поет этот человек, сейчас самое время.

В целом отмечу, что тема этого текста заслуживает по меньшей мере кандидатской диссертации. Столкновение двух интереснейших, изменчивых и разнообразных миров мира музыки и мира безумия не может не вызывать потока мыслей, гипотез и споров. Выше я попытался коснутся только самых поверхностных и очевидных аспектов. А раз так, давайте договоримся воспринимать первое погружение в точку пересечения этих миров как своеобразный аперитив. Если тем кто прочитает это, станет вправду интересно, то дальнейшее погружение увлекательней будет совершать уже без гида.

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.