Битов А

Битов А

Битов А. — Раздвоение личности

Код для вставки на сайт или в блог (HTML)

Из поля зрения телеканала «Культура» он почему-то пропал лет пять назад, хотя до того момента Андрей Битов был в числе так называемых «лиц канала» периодически представляя зрителям свои работы о А. Пушкине и А. Платонове, О. Волкове и Б. Бахтине, И. Бродском и Е. Баратынском. Притом что трудно найти человека более органичного для кино — или телеэкрана.
Однако факт остается фактом.

И вот о Битове вспомнили в связи с его 70-летним юбилеем, посвятив писателю документальный фильм с довольно-таки сложным и, как думается, в неменьшей степени претенциозным названием «Раздвоение личности, или Меж двух столиц империи» (Студия художественных программ ГТРК «Культура»).
Вспомнили, и на том спасибо.

Нет, в этих словах нет ни доли иронии, ведь на других наших федеральных каналах рассказать об этом выдающемся русском писателе как-то не нашли уместным, в очередной раз, в частности, показав на НТВ в воскресный прайм-тайм абсолютно дикие «муви» о безруких, безногих и многоглазых. Вероятно, это более полезно для обгоревших, уставших, но довольных соотечественников, вернувшихся в огнедышащую Москву со своих дачных участков.

Замысел картины «Раздвоение личности. » — Андрей Георгиевич едет в поезде Москва — Питер или Питер — Москва (не столь важно) — трудно назвать новым. Если не изменяет память, в подобном формате года два назад о Битове сняли фильм на канале ТВЦ — тоже вокзалы, тоже купе, тоже проводники.

Но, честно говоря, за нашим героем приятно наблюдать, а также слушать его рассуждения всегда. Вне зависимости от того, как он снят и как смонтирован материал.
Так получилось и на этот раз.

Андрей Георгиевич смотрел в проносящееся за окном жидкое редколесье и рассказывал о своей жизни.

Нет, даже не о себе, а о своем ощущении собственной жизни — Аптекарский остров, Горный институт, дети, книги: «Мы живем одновременно везде, во все времена, но при этом думаем, что живем сегодня. Это трудно растащить».

Впрочем, такую попытку создатели фильма все-таки предприняли, пригласив в кадр старинного друга Андрея Битова поэта Глеба Горбовского. Увы, диалог не получился. Точнее сказать, это был монолог Андрея Георгиевича о том, каким бы мог быть этот диалог.

А ведь у Битова всегда так. Достаточно вспомнить прекрасный фильм А. Эфроса «В четверг и больше никогда» снятый по битовскому сценарию, или роман «Пушкинский дом» — над рутиной сюжета и однообразием прозаических (сценарных) схем здесь преобладает пафос мысли, передать который в 39-минутном документальном телефильме необычайно сложно.

Удалось ли это сделать в «Раздвоении личности. «? Скорее, нет.
Хотя нельзя отказать создателям фильма в трогательной и искренней попытке подойти к Андрею Георгиевичу как можно ближе.
Впрочем, это и понятно, не того масштаба эта личность, чтобы сразу, с ходу проникнуть во все ее глубины, разобраться, где текст, а где и сама жизнь.

Предвижу упреки в том, что колонка «ТВ-неделя» является своеобразным продолжением текста, опубликованного на полосе «Курсив мой»: мол, слишком много Битова.
Отвечу кратко: увы, его слишком мало.

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.