Детские болезни на нервной почве

Детские болезни на нервной почве

«И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви». (Св. Игнатий Брянчанинов)

Нравственное состояние нашего общества можно охарактеризовать как кризисное. Кризис охватывает все стороны бытия человека. Но, прежде всего, страдают Души людей. И те воссозданные из руин храмы, сотни воцерковленных людей – лишь островки здоровой жизни в океане хаоса.

По данным разных авторов, от 350 до 400 миллионов человек во всем мире страдают психическими заболеваниями, и число душевнобольных постоянно увеличивается. Потребление психотропных средств давно вышло из-под контроля медиков и растет год от года. ПроблемаПсихического здоровья общества из разряда медицинских вырастает в государственную, имеющую опасные для общества социальные последствия.

Сродство духовной сферы и психических заболеваний отмечено с давних времен. Сегодня мало кто из историков медицины вспоминает, что первый этап становления психиатрии именуется Монастырским. Братия относилась к душевнобольным с христианской любовью: молитвами, крещенской водой и безропотным уходом облегчала их страдания. Больной был не лишним, не чужим человеком, а братом во Христе, который нуждается в помощи.

Однако, со временем ситуация изменилась. О духовной сущности психических болезней стали говорить все реже и реже. А дальше был октябрь 1917 г. принесший России столько горя и скорби. Шло время, и к 30-40-м годам в среде психиатров и др. ученых складывалась послушная установка на безбожие и атеизм. Духовное понимание всякой болезни было окончательно низвергнуто. Почти восемь десятилетий психологическая наука пыталась существовать без Бога!

В психиатрии «загадок» больше, чем в какой-либо другой клинической дисциплине. Современная психиатрия утвердилась на материалистических позициях и, соответственно, не признает существования бесов. А отсюда – и не может объяснить происхождение многих психических нарушений. Особенно это относится к состояниям бесоодержимости. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорил по этому поводу: «Причины многих душевных болезней неизвестны ученейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но мне представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно бесноватых».

Как наука психотерапия сложилась несколько десятилетий назад и официально значится лишь с 1985 г. Именно в советский период сформировалось это направление медицины. Но атеизм не давал больной душе ничего, так как не признавал наличия души и существования невидимого мира.

В древности говорили, что врачебное искусство держится на трех «китах»: нож, целебная трава и слово. Нож – это прообраз хирургии; целебная трава – основа всех лекарственных препаратов; слово – живое, душевное участие врача в судьбе больного. Именно психотерапия призвана утешить болящего и скорбящего человека, помочь обрести ему душевное равновесие.

От чего возникают психические расстройства?

Одна из причин – естество человека. Преподобный Антоний Печерский три года ухаживал за больным кататонией (одна из форм психозов), рассматривая его состояние как болезнь. А не результат воздействия злого духа.

Преподобный Иоанн Лествичник приводит определенные признаки, по которым он советует различать возникающие помимо воли монахов расстройства настроения духовного происхождения, от таких же, не уступающих молитве и силе крестного знамения настроений, развитие которых зависит, как он пишет, «от естества».

Научно-медицинские данные также свидетельствуют о том, что психические расстройства возникают на биологическом уровне. Подтверждают это примеры появления психических нарушений под воздействием разнообразных вредоносных факторов (отравление нейротропными ядами, СВЧ-поле, сильный шум, работа в условиях темноты и т. д.).Подтверждением этому является и то, что психопатологические проявления часто и успешно излечиваются медикаментами.

Следующая причина душевной болезни – действие злых духов на человека. В Священном Писании злые духи изображаются входящими в людей и выходящими из них (Мф. 4, 24; Мк. 1, 23; Лк. 4, 35 и др.). Особенно замечательным является исцеление Господом гадаринского бесноватого. Этот несчастный влачил жизнь свою не в человеческих жилищах, а в гробовых пещерах; бился о камень с пеной на губах, испускал дикие вопли. Пробовали сковать его, но он разрывал оковы, как веревки. Что это за болезнь?

Неверующие скажут: падучая болезнь, нервное расстройство. Очень вероятно, что в основе беснования лежит душевное и телесное расстройство, которое служит удобной почвой для дьявола. Но про гадаринского бесноватого нельзя сказать, что он был только нервно расстроен; это видно вот из чего: изгнанные из несчастного бесы просили у Христа дозволения войти в стадо свиней. Спаситель разрешил, и вот стадо бросилось с крутизны в море (Мф. 8, 28-32). Кто же потопил свиней? Не бесноватый, который сидел у ног Господа, а легион бесов, изгнанный из него.

В результате одержимости злым духом душа делается неестественной, она томится и страдает. В Священном Писании бесноватые прямо и ясно отличаются от людей, одержимых душевными и телесными болезнями. Последние развиваются от расстройства душевных сил, воображения, рассудка и т. п. Архиепископ Иннокентий Херсонский пишет о том, что на фоне душевных болезней разрушается тончайшая нервная ткань и образуются пустоты, через которые душа становится наиболее уязвима к диавольскому воздействию. Таким образом, возникшая от естества болезнь как бы обнажает душу. Не от того ли определенные психопатологические проявления так явственно напоминают поведение одержимых?

Бесоодержимость не забудется тому, кто хотя бы однажды увидел ее проявления. Таких людей часто можно наблюдать в Почаевской или Киево-Печерской Лавре. Во время богослужения из бесноватых вырываются дикие, нечленораздельные крики, звериное рычание, они падают навзничь, как бы в бесчувствии, не могут подойти к Таинствам церковным, мощам, иконам, кресту без посторонней помощи.

Два обстоятельства отличают бесоодержимого человека от психически больного человека: первое – злые духи знают Бога. Трепещут перед силою Креста Христова, молитвы, крещенской воды и Святых Христовых Тайн; второе – психические (в основном поведенческие) расстройства у бесоодержимых людей носят оттенок насильственности, ибо душе человека противно то, что заставляет делать лукавый. Отличительной особенностью также является критическое отношение к себе, что существенно отличает одержимого человека от душевнобольного.

Архиепископ Иоанн (Шаховской) в книге «Философия православного пастырства» приводит следующие разграничения описываемых состояний. Бесноватостью можно назвать такие состояния, когда человек теряет всякое самосознание. Душа находится под сильнейшим демоническим воздействием. Одержимость же есть частичная плененность души злой силой. В обычной действительности мы становимся одержимыми, когда порабощаемся своим страстям и порокам.

Почему люди становятся бесноватыми?

Один из учителей Церкви ІІ века, Тертуллиан, сказал удивительно верные и глубокие слова: «Душа человеческая по природе христианка». Она жаждет пищи духовной, чистоты и святости, она жаждет Христа. Душа, как и тело, имеет свою пищу – духовную. И если не питается она духовной пищей, то наступает тяжелое хроническое голодание этой несчастной души. И как человек голодающий, не имеющий пищи, становится раздражительным, так и эти люди, голодающие духовно, раздражаются: легко брызжут слезы из глаз их. И нет им покоя, и не могут забыться они ни в каких развлечениях, ибо душа их жаждет пищи духовной, но не получает. Это тоже одержимость бесами, в малой, слабой степени, но все же одержимость, одна из форм бесноватости.

Человек живет в общественной среде. Его мысли, желания, дела, миропонимание определяются в огромной мере воздействием той среды, которая его окружает. Если, к примеру, здоровый человек будет долгое время находиться возле чахоточного больного и дышать тем же воздухом, то он сам заражается. Духовный вирус также заразен и пагубен, как вирус гриппа или холеры. Если человек живет в атмосфере множества духов злобы поднебесных, среди соблазнов, среди тяжких примеров нечестия, развращенности, в атмосфере глупости и пошлости, то не может эта атмосфера не заражать его душу. Изо дня в день вдыхает человек ядовитый воздух греха, который кишит демонами, и заражается несчастная его душа, и сама становится жилищем бесов.

На все воля Божия. Иным Господь попускает впасть в немощь одержимости, потому что знает, что ум и волю свою человек использует себе во зло; других, быть может, ограждает тем от тяжких грехов. Мы читаем в Послании апостола Павла: «Предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5.5). Иеромонах Софроний в книге «Старец Силуан Афонский» приводит важное духовное наблюдение: «Враг пал гордостью. Гордость – начало греха; в ней заключены все виды зла: тщеславие, славолюбие, властолюбие, холодность, жестокость, безразличие к страданиям ближнего; мечтательность ума, усиленное действие воображения, демоническое выражение глаз, демонический характер всего облика; мрачность, тоска, отчаяние, ненависть; зависть, приниженность, у многих – срыв в плотскую похоть; томительное внутреннее беспокойство, непослушание, боязнь смерти или наоборот – искание покончить жизнь, и, наконец, что нередко, полное сумасшествие. Вот признаки демонической духовности. Но доколе они проявятся ярко, для многих остаются незаметными».

Что же делать нам? Куда уйти нам от этой тяжкой, смертельно опасной атмосферы? Где прибежище наше? У кого искать защиты от бесов? На все трудные вопросы всегда находим ответ в Священном Писании: «Только в Боге успокаивается душа моя; от Него спасение мое. Только Он – твердыня моя, спасение мое, убежище мое» (Пс. 61). Царь Давид, пророк и псалмопевец, которому принадлежат эти слова, точно знал, Кто его защита не только от врагов видимых, но и от невидимых. Ведь много лет царь Саул, одержимый демоном, гнал его по горам, ища погубить, и только слезная молитва к Богу хранила Давида и избавляла от руки нападающих на него.

Профессор Д. Е. Мелихов в своем труде «Психиатрия и проблемы духовной жизни» писал: «Под влиянием греха живая человеческая душа, не потерявшая совесть, испытывает чувство вины, печаль, мучения и потребность освободиться от греха. Верующий человек идет за помощью в Церковь, обращается к духовно опытному человеку. Он испытывает духовную боль и страдание, а иногда несет и физические последствия греха. Перед духовником, а также перед психиатром, если он верующий человек, стоит первая задача – поставить «духовный диагноз», т. е. определить, что в страданиях человека имеет непосредственную Духовную причину и подлежит лечению Духовному, а что в его переживаниях оказывается проявлением Душевной болезни, имеющей причину в нарушениях мозговой деятельности или всего организма, а потому требует Врачебной компетенции… Часто психофизические нарушения у больного нуждаются и в духовных и в психиатрических методах лечения одновременно, тогда духовное выздоровления человека приводит и к его психофизическому выздоровлению – и даже обновлению».

Действительно, границы между душевным и духовным заболеванием очень прозрачны. Неоднократно приходилось слышать свидетельства душевнобольных людей с большим стажем заболевания о том, что по мере воцерковления, по милости Божией проходили различные трудноизлечимые и неизлечимые проявления заболевания. Молитва, пост, Святые Таинства в корне изменяли их психическое состояние. Исчезали упорные бредовые идеи, галлюцинации, в глазах появлялась осмысленность, значительно улучшалось самочувствие. Вместо «маски сумасшедшего» на лице отображалась печать духовности.

Вот строки из письма верующего, православного человека, страдающего психическим заболеванием: «Мне очень помогают молитвы – Трисвятое, Отче наш, Иисусова молитва, Богородице Дево. Когда я читаю молитвы, они как будто сшивают разорванную ткань моего рассудка (между прочим, есть русская сказака про то, как мужик штопал небо). А небо – это разум в человеке. Так что, возможно, мое ощущение, что молитва «сшивает» разум, правильно. Молитва, постоянно повторяемая, восстанавливает здравый рассудок… Еще – о бредовых идеях и навязчивых мыслях. Их очень трудно победить в лоб. Но можно в обход. Когда я была в больнице в бредовом состоянии, моя мама исповедовалась и заказала отслужить молебен с водосвятием Божией Матери, перед иконой «Скоропослушница», и бред оставил меня.

Когда находят навязчивые идеи, сколько им не противоречь, хотя и видно, что они безумны, отогнать их невозможно. В них какая-то сила от диавола, они волнуют сердце, действуют не только на ум, но возбуждают и чувство. Но их также можно победить в обход. Я, например, просила помолиться обо мне, и мысли, постоянно вращавшиеся в уме, покинули меня. А это были вопросы, на которые я тщетно искала ответы. Диавол умеет задавать такие вопросы…

Еже помогает вот что: надо убрать из дома греховные соблазнительные предметы, картины, книги. Как говорил кто-то из святых. Борющимся с грехом винопития не надо держать в доме винных бутылок…»

Духовная природа депрессий

В клинической психиатрии выделяют два типа депрессивных состояний. Один из них связан с внутренними причинами и менее зависит от психологических факторов и обстоятельств. А другой – напротив, развивается в силу различных переживаний, неприятностей, которые наслаиваются на личностно-психологические особенности человека, шкалу его ценностей (невротическая депрессия).

Депрессия – самый часто встречающийся синдром душевных расстройств. Около 5% населения Земли страдают этой формой психической патологии. До 60% всей психической патологии составляют депрессивные состояния. Депрессия помолодела. Жертвами ее становятся не только люди преклонного «бальзаковского» возраста, но также молодежь и даже дети. Состояние уныния, безрадостности, тоски так свойственны нашим современникам. Подрастающее поколение вызывает тревогу: размытые духовные ориентиры в обществе, тяжелые социальные условия, дороговизна и многое другое нелегким бременем легло на неокрепшие детские души. Толпы беспризорников увеличивают цифры детской преступности.

Каждая третья-четвертая семья «трещит по швам». У многих детей родители злоупотребляют спиртным. Причем нередко встречаются матери-алкоголички. Возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Среди молодежи набирает «обороты» наркомания. 2% населения имеют стойкую привычку к наркотикам. Из них – более полумиллиона человек – дети. Толпы беспризорников стали причиной возрастающей детской преступности.

Никого не удивишь сегодня тем, что школьники имеют половые связи. И еще много можно перечислить печальных примет нашего времени, связанных с культом обнаженного тела. Программа телепередач пестрит чудовищными названиями, за которыми насилие, разврат, оккультизм.

Как следствие вышеприведенных фактов выглядит грустная статистика: примерно 80% детей нуждаются в медико-психологической помощи. Ежегодно на 20 тысяч увеличивается количество детей-инвалидов. они составляют 2% от общего количества детей Украины. Из 100% юношей, признанных негодными к прохождению военной службы по состоянию здоровья, 40 % составили негодные по психическим заболеваниям.

Сегодня многие считают, что депрессия – болезнь цивилизации с ее требованиями к жизни, к человеку. Науке многое известно о причинах возникновения депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе. А причиной многих форм болезненного уныния является именно он. Об этом говорят святые отцы. Об этом свидетельствует весь аскетический опыт Православия.

Депрессия – это своего рода сигнал души о неблагополучии, бедственном ее положении. Это не плач о грехах. Это грехи вопиют, нераскаянность мучит душу. И демоны нашептывают в ухо: «Все плохо, надеяться не на что, все равно помирать, так лучше сейчас…»

Депрессия имеет различные маски. Часто она проявляется в форме различных телесных недомоганий (боли в животе, головная боль, стойкая бессонница). Такой вид депрессивных расстройств называется маскированная депрессия. Духовная сущность при этой форме страданий та же, что и в случае иных депрессивных состояний.

Преподобная Синклитикия Александрийская, первоначальница всех общежительных монахинь, говорила: «Есть печаль на пользу и печаль на вред. Печаль на пользу состоит в том, чтобы сокрушаться о своих грехах, о неведении ближнего и о том, чтобы не отпасть от предложенной цели – сподобиться совершенной благости. В этом состоит печаль по Богу. А враг наводит печаль, исполненную неразумия, что называется унынием. Этого духа надобно изгонять преимущественно молитвою и псалмопением».

Существует мирской плач, мирская печаль. Модница плачет о том, что у нее нет новой весенней шляпки и вышли из моды ботинки, что «такой-то» стал ухаживать за «такой-то», а «та» более красива и счастлива, чем она; молодой человек печалится о малом количестве карманных денег, которые он может потратить на удовольствия; жена плачет из-за обиды, что изменяет муж, а муж, в свою очередь, что имеет неудачи по службе; врач, инженер, адвокат, – все недовольны, что мало зарабатывают, все им мало; купец приходит в отчаяние от понесенного убытка и т. п.

Все плачут и печалятся, даже живя в роскоши и богатстве, но сокрушаются – о тленных вещах. Не имеют чего-либо или теряют что-то – вот и печалятся. Иногда от такой печали иссыхают, заболевают и даже умирают. Это печаль бесовская. Враг рода человеческого навевает ее. Мучится, стонет человечество, пытается сделать жизнь беспечальной. Но без Бога ничего не может.

Раньше говорили на человека просто: «злой», а сегодня говорят: «нервный» (Св. Амвросий Оптинский)

Это очень широкая группа заболеваний, происхождение которых связано с неблагоприятным действием конфликтной ситуации, стрессами или неурядицами. Симптомы невротического срыва проявляются ухудшением настроения, раздражительностью, чувством усталости и апатии, ухудшением сна, тревожностью. Могут проявляться навязчивые состояния, вспышки агрессивности и злобы. Все это часто сопровождается общим недомоганием, неприятными соматическими ощущениями.

В последние десятилетия взгляды на невроз в среде ученых и практиков стали существенно меняться. Раньше считали, что с исчезновением стрессовой ситуации невроз проходит. Но сегодня, по данным ряда авторов, выздоровление при неврозах наступает менее, чем у 40-50% заболевших. Установлено также, что в первые три года выздоравливают от невроза лишь 10% больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями. Но причины возникновения неврозов привели ученых к полярности мнений, а науку – в тупик.

Духовный взгляд на проблему возникновения неврозов обнажает корни страдания, а именно: духовную слепоту, игнорирование духовных потребностей, безбожие. Оказывается, главное в происхождении невроза – не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем, личность внутренне расстроенная. Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим состояниям. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из-под контроля сознания эмоции и воображение. Поэтому святитель Феофан Затворник указывал на то, что «внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». Глубокий невроз – показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.

Профессор Д. Е. Мелихов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит Несмирение. Общепризнано, что невроз развивается ввиду конфликта личности с собой или с другими людьми. Невроз – это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание.

Невроз (особенно некоторые его формы: упорные навязчивые состояния, стойкие страхи) могут быть и следствием дьявольского ополчения. Иначе, как можно объяснить навязчивое желание мыть руки по нескольку десятков раз или бесконечно пересчитывать пуговицы на пальто у прохожих? При этом больные ужасно страдают, мучаются от этих состояний, тяготятся ими, но ничего поделать не могут. Надо сказать, что сам медицинский термин обсессии, обозначающий навязчивые явления, переводится как одержимость.

В своем труде «Основы искусства святости» епископ Варнава (Беляев) пишет: «Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно, постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов».

Многие спросят: бывают ли случаи психологических срывов у православных? Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся Богу о помиловании, прибегают к врачующим душу Таинствам Исповеди и Причащения. И милосердный Господь принимает кающихся, врачует сердца и дарует душевный мир.

Расстройство сна встречается при большом числе заболеваний, в том числе и психических. Сон – это чуткий нравственный барометр. Он изменяется в зависимости от нашего духовного состояния. Когда по разным причинам не прочитаешь молитв на сон грядущих, потеряешь и крепкий сон. Плохо спится и после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. Хороший, крепкий сон подает Господь. Один человек, участвовавший в возрождении из руин монастыря, признался: «Если бы вы знали, как мне в обители сладко спится! А дома сплю хуже».

Тем, кто открыт к вере, хорошо известно, что утренние и вечерние молитвы, освящение жилища и окропление постели крещенской водой, чтение Евангелия и призывание на помощь Ангела-хранителя избавят от необходимости употреблять снотворное. А самое главное – исповедоваться и причащаться Святых Христовых Тайн.

При посещении монахов, старцев часто можно услышать духовный совет об избавлении от бессонницы – читать акафист «Святым отрокам Эфесским».

Высокий темп жизни, неурядицы, семейные конфликты, одиночество и другие проблемы нередко «обуздываются» водкой, вином или инъекцией коварного зелья. Спиртное приобретает свойство наркоза, снимающего раздражение, гнев, обиду… Ведь наиболее чувствительна к алкоголю центральная нервная система. Пьянство приводит сначала к нарушению работы головного мозга, а затем – к необратимым изменениям психики, деградации. Тяжело страдают внутренние органы: цирроз печени, гастрит, миокардит, алкогольный психоз и слабоумие – вот неполный список того, что ждет алкоголика.

Это болезнь, но болезнь более всего духовная. В основе пьянства, употребления наркотиков – духовная опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрата смысла бытия. Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Отсюда понятно, что убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимо искреннее раскаяние перед Богом в Таинстве исповеди, молитвы ко Пресвятой Богородице и святым угодникам Божиим.

Злостное пьянство может быть следствием влияния злых духов на человека. Подтверждением тому служит факт, что в состоянии делирии (белой горячки) люди видят устрашающие образы, причем все видят одно и то же – бесов.

Психологи определили некоторые характерологические черты, свойственные алкоголикам: одни – легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны; другие – излишне самоуверенны. Тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания.

Родственники больного должны усердно молиться за больного дома и в храме, освятить жилище алкоголика, убедить его постоянно носить нательный крест, пить натощак крещенскую воду и читать молитвы. Только Верой и терпением, только через покаяние и милость БожиюМожно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет!

Недалеко от Москвы, в городе Серпухове, расположен Высоцкий мужской монастырь, главная святыня которого – чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша». Сколько людей исцелились возле нее от недуга винопития, обрели душевный мир и расстались с коварным «зельем»!

Кодирование и иное ему подобное воздействие на тело и душу человека – это бесовщина. Необходимо не только самому сторониться такого «целительства», но и других отговаривать от него. Врагу нашего спасения даже не важно – пьет человек или нет. Важно другое: к кому обращается человек за помощью – к Богу или к сатане?

А как страдают закодированные люди! Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он лишь меняет свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога, возникают тяжелые заболевания.

«Противостаньте диаволу, и убежит от вас», – говорит апостол Иаков.

Выставляется подобный диагноз на основании данных, свидетельствующих о специфических расстройствах мышления. Проявления религиозной паранойи разнообразны. В одних случаях это выглядит как отказ от социальных обязанностей (неофит бросает учебу, работу и т. д.) В других – пренебрежение гигиеной, принятие без благословения непомерных подвигов поста, молитвы и др. Эти состояния отличаются от прелести или духовного заблуждения и неопытности и по ряду других проявлений, ставя их в одну группу с душевными недугами (по мнению священника и психиатра Д. А. Авдеева).

К большой скорби, духовный вакуум, порожденный при Советах, у части наших современников заполняется лжеучениями, ересями, всевозможными сектами, увлечением оккультизмом. С помощью этих суррогатных средств кто-то пытается обрести спасение, некоторые – хотят исцеления от недугов, другие – становятся жертвой обмана, психологической обработки или собственного религиозного невежества. Психологи отмечают тот факт, что люди, втянутые в секты и ставшие жертвами оккультных воздействий, часто переживают психологические срывы, испытывают сильнейший душевный дискомфорт, а порой – и заболевают психически.

Священник и профессор-невропатолог о. Анатолий (Берестов) в своей книге «Число Зверя» подробно описывает синдромы так называемой «оккультной болезни», в числе которых:

    фобический – появление стойких страхов; психотический – по типу псевдогаллюцинаторного синдрома Кандинского-Клерамбо; психо-соматические синдромы; иммунологические нарушения, провоцирующие легкий доступ заболеваний как простудных, так и онкологических.

Прошли телесеансы Кашпировского, Чумака и прочих колдунов. Сколько людей пострадало! Экстрасенсы и им подобные используют в своей практике особые состояния сознания – гипноз, самогипноз – утверждая, что благотворно влияют на здоровье человека (снижается ритм дыхания, частота сердечных сокращений, уровень лактата плазмы крови, происходит миорелаксация). Но академик-нейрофизиолог С. В. Крапивин исследовал работу мозга людей, находившихся в состоянии медитации. При подробном рассмотрении электроэнцефалограмм ясно, что это никакой не отдых, а «совсем особое и странное состояние мозга – опасная мобилизация всех мозговых ресурсов, всех физиологических сил мозга».

Через это особое состояние сознания, когда «ворота души» раскрыты, оккультист становится проводником темных сил и служит сатане. Вот почему Православная Церковь определяет гипноз как «сознательное служение злу», называет его явлением, «разрушающим дух человека», так как в гипнозе используются темные силы духовного мира (Журнал Московской Патриархии, 12, 1989).

Как соотносится духовное и душевное здоровье?

Можно ли быть душевно больным и духовно здоровым? И, напротив: будучи духовно больным, сохранять психическое здоровье?

Духовное и душевное в человеке значительно разнится. Как пишет Феофан Затворник: «Душевность же в человеке, не приявшем благодать или потерявшем ее, как облако, какое стоит между лицом человека и Бога, пресекая общение между ними… Преобладание души, равно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу».

Бывший в советское время популярным лозунг «В здоровом теле – здоровый дух» с нравственных позиций совершенно неверен. Крепкое тело (как и высокая эрудиция) отнюдь не является предпосылкой духовной зрелости. Можно ли назвать духовно здоровым какого-нибудь доктора наук, который ни разу в жизни не открыл Святое Евангелие, хотя по роду своей деятельности переворошил не одну сотню книг? Думается, что нет.

Бывает, что у глубоко верующего человека развивается душевный недуг, и человек живет, молится, ходит в храм, обнаруживая терпение и смирение с очистительным воздействием на него тяжелой болезни. Насколько спасительна может оказаться душевная болезнь для православного человека, настолько губительны духовная пустота и нравственное растление у здравомыслящего. Судьбы Божии раскрываются в вечности. Там нам уготованы Суд и воздаяние за наши дела.

Психическая болезнь – тяжелый крест. До конца познать тайну ее возникновения и духовный смысл не удастся. Поэтому нет универсальной причины, объясняющей возникновение психических расстройств. И человек, страдающий душевной болезнью, не лучший и не худший среди нас. Он несет свой крест.

О сердце благодатном

Выше мы рассмотрели, как может страдать плоть под тяжестью грехов. Но под действием Духа Божия плоть человеческая преображается. Когда смотришь в лики угодников Божиих, подвижников веры и благочестия, то невольно ощущаешь ту благодатную силу Духа, от которой невозможно оторваться. Если так прекрасно их лицо, то как же прекрасно их сердце! Какая же дивная сила сотворяет их духоносными и благодатными?

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостию. Недаром говорится о Боге: свят еси и во святых почиваеши». А преподобный Макарий Великий говорил: «Сердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделения сердца, – господствует над всеми помыслами и членами…».

Составитель: Валентина Куколевская

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.