Эпидемиологические данные о распространенности психических расстройств у детей и подростков

Эпидемиологические данные о распространенности психических расстройств у детей и подростков

Эпидемиологические данные о распространенности психических расстройств у детей и подростков

По отчетным данным, в России насчитывается около 1 млн детей и подростков, страдающих психическими и наркологическими заболеваниями, что составляет 2,5-3,5% детского и подросткового населения. В соответствии с результатами отечественных эпидемиологических исследований данные учета как минимум в 3-4 раза ниже фактической распространенности психических расстройств в рассматриваемых группах. Данные проводимых многочисленных исследований свидетельствуют об ухудшении в последние годы психического здоровья детей и подростков, на состояние которого в первую очередь влияют комплекс социальных, демографических, поло-возрастных и личностно-психо-логических факторов.

Основные тенденции в развитии психической патологии у детей и подростков за десятилетие с 1992 по 2002 г. представлены в Докладе о состоянии здоровья детей. Заболеваемость детей психическими расстройствами возросла с 637,5 на 100 000 детского населения в 1992 г. до 840 в 2002 г. (рост на 31,8%), распространенность — соответственно с 2711,0 до 3578,9 (рост на 32%). Среди детей подросткового возраста от 15 до 18 лет темпы роста заболеваемости за 10 лет в 2 раза выше, чем среди детей до 14 лет. Увеличивается число первично обратившихся больных детей и подростков с психозами умственной отсталостью. Распространенность шизофрении у детей до 14 лет, в малой степени зависящая от внешних факторов, соответствует данным, полученным ранее путем сплошного эпидемиологического изучения детского и подросткового населения — 1,66 на 1000 населения этого возраста.

Преимущественный рост заболеваемости отмечается в группе психосоциальных нарушений (реактивные состояния, соматоформные расстройства, аномалии личностного развития, специфические нарушения психического развития), а также непсихотических расстройств, связанных с ранними органическими поражениями головного мозга. Рост показателей в этой группе следует считать неблагоприятным в контексте психосоциального развития, так как они косвенно указывают на утяжеление «патологической почвы». Существенный вес в возникновении психических нарушений принадлежит пре-, пери — и ранней постнатальной патологии, на значение которой указывали ведущие отечественные психиатры, занимавшиеся патологией детского и подросткового возраста. Отрицательное влияние на психическое здоровье ребенка оказывают недоношенность, малый вес при рождении, асфиксия новорожденного, тяжелые заболевания, перенесенные до 1 года, и, особенно, в возрасте от 1 до 3 лет.

И. О.Калачева, Е. Н.Карнаухова (1998) при изучении микросоциальных условий воспитания, прежде всего семейных, выявили в большинстве наблюдений патологического формирования личности неблагоприятную семейную обстановку — дезорганизованные семьи (конфликты, жестокое обращение с детьми, отсутствие внимания к соматическому состоянию и развитию ребенка). Сложившийся уровень психического здоровья детей и подростков во многом определяет ограничение возможности получения полноценного общего среднего и профессионального образования, снижение уровня годности юношей к военной службе. По данным департамента образования Москвы, до 0% детей при поступлении в школу не имеют необходимого запаса знаний и сведений. На фоне неподготовленности к школе, отсутствия поддержки детей в семье несостоятельность в учебе, приобретающая в дальнейшем стойкий характер, приводит к школьной дезадаптации, заострению патологических черт характера, реакциям активного и пас-ного протеста, прогулам, тяге к группам с криминогенным поведением. По данным проведенных исследований, более 70% учащихся учреждений общего среднего образования испытывают значительные грудности в усвоении базовой школьной программы обучения. Среди учащихся ПТУ по сравнению со школьниками в 14 раз чаще встречаются лица с психогенными реакциями, в 19 раз — с патологическим формированием личности, в 2,5 раза — с неврозами, 1,5-2 раза — лица, гребляющие психоактивные вещества. Это сказывается на уровне профессиональной подготовки и влияет на возможность дальнейшего грудоустройства. Последствия, обусловленные семейной и школьной дезадаптацией, тесно связаны с прогрессирующим ухудшением ситуации по употреблению психоактивных веществ в России. Среди заболеваний, послуживших причиной освобождения юношей от призыва на военную службу в 2002 г. более 30% составили психические расстройства. Психические нарушения в 39% случаев являются причиной узольнения из войск в течение первых 3 месяцев службы.

Высока распространенность депрессивных нарушений у детей и подростков (по данным литературы, от 4 до 25%), что, в свою очередь, обусловливает увеличение риска развития школьной дезадаптации и цидального поведения с тенденцией их проявления в более раннем возрасте. Показатель самоубийств среди подростков составляет в среднем 24,07 на 100 000 населения соответствующего возраста, в то время как среди детей всего — 1,76 (среди детей и подростков вместе в среднем — 8,63 на 100 000 населения). Мальчики почти в 3 раза чаще совершают самоубийства, чем девочки; дети и подростки, проживающие в сельской местности, в 1,5-1,7 раза чаще, чем их городские сверстники. Отравления с суицидальной целью чаще наблюдаются у девочек-подростков. Причина, побуждающая совершить самоубийство, может быть незначительной и чаще всего является следствием отсутствия взаимопонимания с членами семьи, сверстниками и педагогами.

Метки: , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.