Шизофрения люди

Шизофрения люди

БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787 — 1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике ("Веселый час", "Мои пенаты", "Вакханка"). Позже пережил духовный кризис ("Надежда", "К другу"); в жанре элегии — мотивы неразделенной любви ("Разлука", "Мой гений"), высокий трагизм ("Умирающий Тасс", "Изречение Мельхиседека").

ВАН ГОГ (Van Gogh) Винсент (1853 — 90), голландский живописец. Представитель постимпрессионизма. В 1-й половине 80-х гг. создавал произведения, выдержанные в сумрачной гамме и проникнутые сочувствием к людям труда; с 1888 — трагические образы в болезненно-напряженной, предельно экспрессивной манере, построенной на контрастах цвета, порывистого ритма, нервного пастозного мазка ("Ночное кафе", 1888; "Пейзаж в Овере после дождя", 1890). Напряженная работа в последние годы жизни сопровождалась у Ван Гога приступами душевной болезни, приведшей его в больницу для душевнобольных, а затем к самоубийству.

ВРУБЕЛЬ Михаил Александрович (1856 — 1910), российский живописец. В творчестве Врубеля — морально-философские вопросы о добре и зле, о месте человека в мире. Произведениям ("Сирень", "К ночи" — оба 1900) свойственно органическое слияние мира человеческих чувств и мира природы, драматическая напряженность колорита, обобщенность образов, нередко принимающих трагическую окраску ("Демон", 1890; "Демон поверженный", 1902). Создал остропроницательные по характеристике графические портреты ("В. Я. Брюсов", 1906). С 1902 страдал душевной болезнью, в 1906 ослеп.

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович (1821 — 81), русский писатель. В повестях "Бедные люди" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1849, не окончена) и др. — страдания "маленького человека" как трагедия социальная. В повести "Двойник" (1846) дал психологический анализ расколотого сознания. Участник кружка М. В. Петрашевского, Достоевский в 1849 был арестован и приговорен к смертной казни, замененной каторгой (1850 — 1854). В 1859 возвратился в Санкт-Петербург. "Записки из Мертвого дома" (1861 — 62) — о трагических судьбах и достоинстве человека на каторге. Вместе с братом М. М. Достоевским издавал журналы "Время" (1861 — 63) и "Эпоха" (1864 — 65), выражавшие идеи почвенников. В романах "Преступление и наказание" (1866), "Идиот" (1868), "Бесы" (1871 — 72), "Подросток" (1875), "Братья Карамазовы" (1879 — 80) — осмысление социального и духовного кризиса России с христианской точки зрения, диалогическое столкновение самобытных личностей, носителей своей "идеи", страстные поиски общественной и человеческой гармонии, глубокий психологизм и трагизм. Публицистический "Дневник писателя" (1873 — 81).

КАФКА (Kafka) Франц (1883 — 1924), австрийский писатель. В притчеобразных романах ("Америка", 1914, издан в 1927; "Процесс", 1915, издан в 1925; "Замок", 1922, издан в 1926) и рассказах ("Превращение", 1916; "В исправительной колонии", 1919), сочетающих кошмарную фантастику с буднично-протокольной манерой письма, показал трагедию одиночества и бессилия современного человека, сминаемого государственно-бюрократической машиной и фатальной невозможностью противостоять абсурду бытия.

МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич (1891 — 1938), русский поэт. Начинал как представитель акмеизма. Поэзия насыщена культурно-историческими образами и мотивами, отмечена конкретно-вещественным восприятием мира, трагическим переживанием гибели культуры (сборник "Камень", 1913, "Tristia", 1922). Цикл "Воронежские тетради" (опубликован в 1966) с венчающей его космической ораторией "О неизвестном солдате" ознаменован проникновением в глубь новых будней — безысторический и обездуховленный материк времени. Книга "Разговор о Данте" (опубликовано 1967), автобиографическая проза, статьи о поэзии. Погиб в лагере.

МОПАССАН (Maupassant) Ги де (1850 — 93), французский писатель. Мастер короткого рассказа. В многочисленных сборниках новелл "Заведение Телье" (1881), "Мадемуазель Фифи" (1882), "Дядюшка Милон" (1883), новелле "Пышка" (1880), разнообразных по тематике и тональности, отличающихся точностью и пластичностью художественного изображения, в романах "Жизнь" (1883), "Милый друг" (1885), "Пьер и Жан" (1888) — трезвость и острота социального анализа, резкое неприятие буржуазного прагматизма, лживости и лицемерной морали, приводящих к измельчанию личности. В трактовке постоянной для Мопассана любовной темы — откровенное изображение чувственных влечений (развитие предосудительной страсти, описание адюльтера и пр.). Умер в лечебнице для душевнобольных.

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844 — 1900), немецкий философ, представитель философии жизни. Испытал влияние А. Шопенгауэра и Р. Вагнера. Творческая деятельность Ницше оборвалась в 1889 в связи с душевной болезнью. В "Рождении трагедии из духа музыки" (1872) противопоставил два начала бытия — "дионисийское" (жизненно-оргиастическое) и "аполлоновское" (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой буржуазной культуры, проповедовал эстетический имморализм ("По ту сторону добра и зла", 1886). В мифе о "сверхчеловеке" индивидуалистический культ сильной личности ("Так говорил Заратустра", 1883 — 84; "Воля к власти", опубликован 1889 — 1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом "человека будущего".

ТУЛУЗ — ЛОТРЕК (Toulouse-Lautrec) Анри де (1864 — 1901), французский график, живописец. Мастер острых, порой язвительных характеристик, гибкого энергичного рисунка (плакаты, композиции на темы жизни парижской богемы).

ХЛЕБНИКОВ Велимир (Виктор Владимирович) (1885 — 1922), русский поэт и прозаик. Родоначальник русского футуризма (группа "будетлян"). Создатель утопического общества Председателей Земного Шара (1916). Реформатор поэтического языка (эксперименты в области словотворчества, зауми, "звёздного языка"). Пацифистская поэма о 1-й мировой войне "Война в мышеловке" (1919), монументальные революционные поэмы (1920 — 22) — "Ладомир", "Ночной обыск", "Зангези", "Ночь перед Советами". Цикл историко-математических статей, посвящены природе времени ("Доски судьбы", 1922). Рассказы. Драмы. Оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки.

ШУМАН (Schumann) Роберт (1810 — 1856), немецкий композитор, музыкальный критик. Представитель романтизма. В фортепьянной музыке ("Симфонические этюды", 2-я редакция 1852; программные циклы "Бабочки", 1831, "Карнавал", 1835, "Фантастические пьесы", 1837), песнях (вокальный цикл "Любовь поэта" на стихи Г. Гейне, 1840) — лирическая страстность, романтический порыв. Опера "Геновева" (1848), 4 симфонии, концерт для фортепьяно с оркестром (1845), камерно-инструментальные и хоровые произведения, музыка к драматической поэме Дж. Байрона "Манфред" (1849).

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.