Судьба таланта

Судьба таланта

Судьба таланта

Становление поэта. Личная жизнь

Одной из самых драматических страниц жизни Константина Бальмонта стала история его взаимоотношений с первой женой, Ларисой Гарелиной. О личности, судьбе этой незаурядной женщины подробно рассказано на страницах книги П. В. Куприяновского и Н. А. Молчановой « Поэт Константин Бальмонт: Биография. Творчество. Судьба ». Лариса Михайловна Гарелина дочь иваново-вознесенского фабриканта, воспитывалась в Москве во французском пансионе Демушелей. Наделённая артистическим дарованием, она в юности не без успеха участвовала в любительских спектаклях в Иванове и Шуе. Авторы книги предполагают, что знакомство Бальмонта с Гарелиной произошло осенью 1888 года во время спектакля в шуйском театре, куда её пригласила мать поэта, Вера Николаевна. Лариса сразила Бальмонта своей боттичеллевой красотой. «Любовь завладела всем моим существом!» восклицает поэт в письме к Гарелиной от 3 января 1889 года. А уже 10 февраля этого же года, в Покровской церкви в Иваново-Вознесенске, произошло их венчание. Родители Константина Дмитриевича противились этому браку. «Ты погубишь себя», писал отец сыну. Мать и жена, по свидетельству Бальмонта. ненавидели друг друга. Очень скоро обнаружилось, что тревожное предчувствие не обмануло родителей. Этот брак для обоих супругов обернулся мучительной жизнью, демоническим, по словам поэта, и даже дьявольским ликом. В начале 1890 года. от менингита, прожив четыре недели, умерла девочка их первый ребёнок. Второй ребенок, сын Николай страдал психическим заболеванием. Жизнь осложнялась подозрительным, ревнивым отношением жены к мужу, её пристрастием к алкоголю. Угнетала бедность. В жизненных интересах не было общности. В отчаянии Бальмонт решил покончить жизнь самоубийством. 13 марта 1890 года он выбрасывается из окна третьего этажа московской гостиницы. К счастью, поэт не погиб. Впоследствии Бальмонт мифологизирует трагические события, связанные с его женитьбой на Ларисе Гарелиной. Стихи, рассказы (« Воздушный путь », « Крик в ночи », « Белая невеста ») создадут своеобразный макротекст, в центре которого предстанет герой-грешник, на какое-то время попавший в дьявольские сети, но, в конце концов, сумевший вырваться из них:

Мне стыдно плоскости печальных приключений,
Вселенной жаждал я, а мой вампирный гений
Был просто женщиной, познавшей лишь одно,
Красивой женщиной, привыкшей пить вино.
Она так медленно раскидывала сети,
Мы веселились с ней, мы были с ней как дети,
Пронизан солнцем был ласкающий туман,
И я на шее вдруг почувствовал аркан.
И пьянство дикое, чумной порок России,
С непобедимостью властительной стихии,
Меня низринуло с лазурной высоты
В провалы низости, тоски, и нищеты.

Аня Энгельгардт и Коля Бальмонт в детстве

Как это ни парадоксально, Бальмонт всю жизнь оставался благодарен своему вампирному гению за тот опыт любовного страдания.

Вскоре после выздоровления, которое было лишь частичным хромота осталась у Бальмонта на всю жизнь, он расстался с Ларисой Гарелиной. Позже, исследователи предостерегали от излишней «демонизации» образа первой жены. Лариса Михайловна вышла замуж за журналиста, историка литературы Николая Энгельгардта. родила дочь Анну и мирно прожила с супругом много лет.

Сложные и глубокие чувства связали Константина Бальмонта и поэтессу Мирру Лохвицкую. Любовь-наваждение, чувство которое поэт испытывал к Ларисе Гарелиной сменилось любвовью-мгновением, длящейся века:

Хороша эта женщина в майском закате,
Шелковистые пряди волос в ветерке,
И горенье желанья в цветах, в аромате,
И далекая песня гребца на реке.

Хороша эта дикая вольная воля;
Протянулась рука, прикоснулась рука,
И сковала двоих на мгновенье, не боле,
Та минута любви, что продлится века.

Мирра (Мария Александровна) Лохвицкая и Константин Бальмонт познакомились, предположительно, в Крыму в 1895 году. К этому времени, Мария Александровна уже состояла в браке с Евгением Эрнестовичем Жибером. инженером-строителем. В семье супругов Жибер было пять сыновей, последний из которых появился на свет осенью 1904 года. Мария Александровна. по единодушному признанию современников, была верной женой и добродетельной матерью.

Сближение Мирры Лохвицкой и Константина Бальмонта было предопределено общностью творческих принципов и представлений двух поэтов; вскоре «вспыхнула и искра взаимного чувства», реализовавшегося в поэтической переписке:

Лионель, певец луны,
Любит призрачные сны,
Зыбь болотного огня,
Трепет листьев и меня.

Кроют мысли торжество
Строки легкие его,
Нежат слух, и дышит в них
Запах лилий водяных.

Лионель, мой милый брат,
Любит меркнущий закат,
Ловит бледные следы
Пролетающей звезды.

Жадно пьет его душа
Тихий шорох камыш
Крики чаек, плеск волны,
Вздохи вольной тишины,

Лионель, любимец мой,
Днем бесстрастный и немой,
Оживает в мгле ночной
С лунным светом и со мной.

И когда я запою,
Он забудет грусть свою,
И прижмет к устам свирель
Мой певец, мой Лионель.

(«Лионель», 1896 – 1898)

В августе 1905 года. в возрасте 35 лет Мирра Лохвицкая скончалась. Бальмонт. посвятивший ей лучший свой сборник Будем как солнце ( 1903 ), не выказал никакого участия к поэтессе на протяжении всей ее предсмертной болезни, и на похоронах не присутствовал, но судя по всему, он тяжело переживал смерть возлюбленной:

О, какая тоска, что в предсмертной тиши
Я не слышал дыханья певучей души,
Что я не был с тобой, что я не был с тобой,
Что одна ты ушла в океан голубой…

(На смерть М. А. Лохвицкой)

Свою дочь, родившуюся в декабре 1907 года. от гражданской супруги Елены Константиновны Цветковской. в память о Лохвицкой поэт назвал Миррой. Спустя двадцать лет после смерти Марии Александровны. Константин Дмитриевич признался: «Светлые следы моего чувства к ней (Мирре) и её чувства ко мне ярко отразились в моём творчестве и в её».

Е. А. Андреева-Бальмонт

К. Д. Бальмонт с женой Е. А. Андреевой и дочерью Н. К. Бальмонт-Бруни 1909 г.

Вторая жена поэта, Екатерина Алексеевна Андреева-Бальмонт родственница известных московских издателей Сабашниковым, происходила из богатой купеческой семьи (Андреевым принадлежали лавки колониальных товаров) и отличалась редкой образованностью. Современники отмечали и внешнюю привлекательность этой высокой и стройной молодой женщины «с прекрасными чёрными глазами». С Екатериной Алексеевной Константина Бальмонта объединяла общность литературных интересов; супруги осуществили немало совместных переводов, в частности, Герхарда Гауптмана и Одда Нансена. В 1901 году в семье родилась дочь Ниника — Нина.

Решающее время в формировании поэтического мировоззрения Бальмонта середина 1890-х годов. Публикация сборников « Под северным небом » ( 1894 ) и « В безбрежности » ( 1895 ), перевод двух научных трудов « История скандинавской литературы » Горна-Швейцера и « Истории итальянской литературы » Гаспари. знакомство с Валерием Брюсовым и другими представителями нового направления в искусстве, укрепили веру поэта в себя и свое особое предназначение. В 1898 году Бальмонт выпускает сборник « Тишина », окончательно обозначивший место автора в литературе «серебряного века».

Адрес:
153000, г. Иваново
Пр. Шереметевский, д. 10
Информационный центр

Метки: , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.