Русский портрет

Русский портрет

Русский портрет

13.03.16 Ирина Антонова: Наш человейник предстоит вычистить от мусора.
В 62-м номере журнала Русский Пионер опубликована статья президента ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирины Александровны Антоновой, в которой мудрая женщина размышляет о глубоком кризисе культуры, становящейся всё более суррогатной, и о её всё более деградирующих потребителях. 11.03.16 Михаил Пиотровский полн решимости воссоздать Пальмиру
По словам Пиотровского, богатейшая коллекция артефактов из Пальмиры, хранящаяся в запасниках Государственного Эрмитажа, может быть использована для восстановления древнего сирийского города, который вот-вот освободят правительственные войска. Об этом пишет The Art Newspaper. 09.03.16 Найдена новая картина Фрэнсиса Бэкона
Картина Фрэнсиса Бэкона Изучение быка, обнаруженная искусствоведом Мартином Харрисоном в одном из частных собраний Лондона, может оказаться последней работой, написанной художником незадолго до смерти. Картина будет представлена широкой аудитории на выставке, которая должна состояться в Монако в июле этого года.

    Тёплая Стенка в галерее Русский Портрет
    Галерея Русский Портрет с радостью представляет персональную выставку замечательной петербургской художницы Натальи Трубиной Тёплая Стенка. Зарядиться энергией от этой Волшебной Стенки можно будет уже начиная с 7 марта по адресу: СПб, улица Рылеева, 16. Телефон для справок: + 7 (812) 272-59-31.
    06.03.16 Выставку Пятое измерение в галерее Русский Портрет показывает НТВ (видео)
    Выставка Андрея Белле Пятое измерение, открывшаяся недавно в галерее Русский Портрет, не осталась незамеченной в среде центральных СМИ. Павел Рыжков поделился своими впечатлениями о творчестве живописца-экспериментатора.
    27.11.15 В Русском портрете открылось Пятое Измерение
    С радостью представляем персональную выставку известного петербургского художника Андрея Белле Пятое Измерение. В экспозицию включены работы, выполненные автором в различных техниках (в т. ч. скульптура, керамика, роспись по дереву) в разные творческие периоды.
    15.11.15

Творчество художников с психическими отклонениями

Искусство психически больных

В современной жизни искусство психически нездоровых людей часто бывает невозможно отличить от искусства людей нормальных. И часто именно больные становятся образцом подражания для здоровых

Об этом статья в издании ДП — «Творчество художников с психиатрическим опытом. На пути к признанию»:

«Сегодня искусство психопатологической экспрессии является актуальным явлением современной западной художественной культуры. В нашей стране творчество пациентов психиатрических больниц редко выходит за пределы больничных стен.

Причина этому, не низкая художественная ценность работ, а «закрытость» темы и отсутствие информации о данном направлении в современном искусстве.

Интерес к художественным работам пациентов психиатрических клиник возник еще в конце XIX века. Выразительностью и своеобразием художественного языка душевнобольных людей заинтересовались передовые психиатры во Франции, Италии, Германии, Швейцарии. Именно они открыли творчество своих пациентов общественности, на базе их клиник были созданы первые коллекции работ.

В 1900 году состоялась первая выставка творчества душевнобольных в Бетлемской Королевкой больнице в Лондоне, а в 1905 году главный врач приюта Вильжюиф (Франция) открывает «Музей безумия». В последующие годы формируется систематическое изучение продуктов психопатологической экспрессии, публикуются работы, создаются специализированные коллекции, проводятся художественные выстИдеальный Дворец почтальона Шеваляавки.

Творческими проявлениями при психических заболеваниях начинают интересоваться представители мира искусства. Вышедшая в Берлине в 1922 году книга «Художество душевнобольных», врача и коллекционера Ганса Принсхорна, на основе коллекции произведений душевнобольных из психиатрической клиники университета Хайдельберга, становится популярной в среде художников-авангардистов.

Художники Пауль Клее, Макс Эрнст и Сальвадор Дали считали ее, чуть ли не Библией для художника-модерниста, найдя там столько художественных откровений и инноваций. В 1959 г. в Вероне организуется Международное общество психопатологии экспрессии и арт-терапии (СИПЭ/SIPE). В этот же период относится и особый всплеск интереса художников и поэтов к патологическим состояниям, отклонения не имитируются, а провоцируются, например, при помощи наркотических препаратов. Цель подобной провокации — вызвать новое состояние творческой экспрессии.

Появляется и терминология для обозначения подобного рода творчества. В 1945 году французский художник Жан Дюбюффе (Jean Dubuffet) вводит в оборот термин Ар Брют (L`Art brut) (фр. «первозданное, грубое, сырое, дикое искусство»). Такие художники, по его мнению, творят под воздействием исключительно внутренних импульсов, будучи полностью изолированными от влияния любого классического и современного искусства. Помимо душевнобольных творцов к таким художникам можно отнести еще и заключенных, детей, художников с умственными отклонениями и жителей отдаленных сельских районов. В те годы территориальная отдаленность подразумевала и изолированность информационную.

В 1972 году появляется английский вариант термина Art brut — Outsider art (искусство аутсайдеров или искусство посторонних) придуманный английским арт-критиком Роджером Кардиналом (Roger Cardinal). В последующие годы значение термина расширилось и стало обозначать «по ту стороннюю» позицию акультурного «художественного творчества, которое практикуют те, кто по социальным или психологическим причинам отказываются от нормальной коммуникации… в ущерб общественному признанию». Со временем у термина Ар Брют появилось множество подтерминов — интуитивное, наивное, маргинальное, визионерское искусство.

Сегодня Ар Брют, как одно из направлений современного искусства, заняло свою нишу и на арт-рынке. Эти произведения покупают коллекционеры, на аукционах их стоимость варьируется в широком диапазоне — от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч долларов. Толпы туристов посещают музеи Ар Брют: Музей Фабюлозри (Франция), Идеальный Дворец почтальона Шеваля (Hauterives, Франция).

Недалеко от Вены находится единственный в своём роде в мире Центр Ар Брют Гуггинг. Помимо выставочного центра и галереи, в Гуггинге есть Дом Художников, где живут душевнобольные художники, и где им созданы все необходимые условия для творчества. Их работы выставляются в художественной галерее и музеях. Половина средств, вырученных от продажи работ, перечисляется художникам или их родственникам, другая половина — идёт на развитие центра.

Сейчас во многих психиатрических клиниках на Западе есть художественные мастерские, так как спонтанное творчество обладает немалой ауто-терапевтической силой. «Это не значит, что каждый душевнобольной — талантливый художник, частота такая же, как и среди обычных людей, » — говорит Владимир Гаврилов, вице-президент SIPE, автор и куратор арт-проекта «Иные» в Ярославле. На постсоветском пространстве это наиболее маштабный и серьезный проект, собравший более 2 500 художественных работ Аутсайдер Арт (графика, фото, живопись, мелкая пластика). Владимир Гаврилов является одним из создателей Фонда поддержки социальных и культурных инициатив «ИнАРТ» в Петербурге.

Фонд «ИнАРТ» совместно с ООО «ИСП-Технология» уже второй раз организуют в нашем городе маштабную и общедоступную выставку, объединяющую наиболее успешные российские арт-проекты и коллекции аутсайдерского искусства. В январе-феврале 2008 года выставка «Иновидение: раздвигая стены» прошла в музее нонкнформистского искусства «Пушкинская 10».

В этом году выставка «Талант вне диагноза» проходит в Петербурге с 2 по 26 июня в Доме молодежи «Рекорд». На выставке представлено более 100 художественных работ из Петербурга, Ярославля, Оренбурга, Кирова, Гатчины и зарубежных авторов.

В планах фонда не только основание в нашем городе Музея Outsider Art и организация при нём арт-мастерских для людей с ограниченными возможностями, но и создание интернет-магазина, позволяющего приобрести понравившиеся репродукции картин и товары, созданные в арт-студиях и специализированных мастерских. Полученные средства будут перечисляться авторам, и направляться на развитие проекта. На сегодняшний день на сайтах: www. mental. ru и www. art-therapy. ru уже открыта интерактивная выставка творчества художников-маргиналов, собравшая более 300 работ (Владимир Гаврилов на выставке «Талант вне диагноза». Петербургопись, графика, пластика, поэзия, история).

«Мы работаем не как обычные галеристы, продюсеры, мы еще пытаемся работать и профсоюзом, потому что в силу многих, в том числе и медицинских причин, в силу определенной социальной необученности, наши художники не всегда могут отстоять свои интересы. И мы просто обязаны их охранять от каких-то неприятностей, выступать их правозащитниками,» — сказала Татьяна Девятова, вице-президент Фонда ИнАРТ. — «Я мечтаю сделать так, чтобы они могли жить достойно, занимаясь любимым делом и радуя его результатами нас, обычных людей. А мы — обычные люди — имели возможность приобрести эти произведения искусства, украсить ими свой дом или офис.»

Как считает психиатр и историк искусств Ганс-Отто Томашофф, искусство помогает вступить в контакт с новым и непривычным, предоставляет возможность освободить сознание от стереотипов и познакомиться с отличным от собственного мировосприятием. Ведь люди проявляют больше терпимости к необычным произведениям искусства, чем к необычным явлениям жизни. В основе этого лежит фундаментальная проблема страха перед непонятыми явлениями. Межкультурные сравнения помогают убедиться в том, что различия не всегда сопряжены с опасностью, и в реальности оказываются гораздо меньшими, чем мы полагаем. А межкультурная терпимость имеет общие основания с терпимым отношением к людям с психическими и физическими недостатками».

Метки: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.