Рецензия на мангу Чобиты

Рецензия на мангу Чобиты

Рецензия на мангу Чобиты

Почему на мангу? Потому что именно манга, а не аниме, поражает больше всего.
Потому что, в отличие от аниме, где все приятно, радостно и закончилось хорошо – в манге есть, о чем можно призадуматься.
Я уже не говорю о той огромной разнице в концовках сюжета, которая поначалу может быть даже незамеченной. И без прочтения манги – аниме можно понять совсем не так, как там все есть на самом деле.
А было ли это в аниме?
В любом случае, если разница действительно есть – это скорее два разных, параллельных мира, чем один и тот же, но в различных интерпретациях.
Ну, собственно, начну.
Начну, как полагается, с начала, а потом уже перейду к той проблеме, что так меня задела.
Поначалу, читая мангу, ты даже не замечаешь разницы с просмотренным аниме. К тому же, начиная читать, всегда хочется поскорее добраться до важных моментов сюжета, до середины, до конца – и ты смело летишь вперед, ни о чем особо не задумываясь.
Но, глава за главой, темнота черно-белой манги сгущается и сюжет становится совсем не таким уж радостным, каким он казался в начале.
Отличие в данном случае с аниме легко объяснимо: во-первых, человеческая психика очень легко поддается внешним воздействиям, включая звук, свет и яркость красок. Все это придает сюжету особый «шарм», он кажется нам радостнее, милее, теплее. Манга же лишена такой возможности.
Вторая причина – так называемые «филлеры» в аниме. Очень многие жалуются, что из-за них аниме слишком затянуто и его трудно смотреть. Я так не считаю. Если вырезать филлеры, от истории останется голый, безрадостный сюжет, который быстро приходит к своему завершению. Более того, филлеры насыщены эмоциями, шутками и весельем. Основной сюжет, по моему мнению, этих вещей лишен.
Раз за разом, к сюжету прибавляются некие «давящие» факторы. Например, тот факт, что в аниме о мыслях Хидеки упоминалось не так часто, как в манге. И, читая мангу (и болея всем сердцем за Чии и ее любовь) очень тяжелое впечатление производят мысли Хидеки по поводу того, что он не любит Чии, что Чии – всего лишь бездушная машина.
К этой сюжетной части подключается и другая – «раздвоение» Чии. В аниме, как я считаю, на это поставлен меньший акцент. В манге же это выглядит не только основательнее, но еще и пугающе.
Это давит, это попахивает чем-то нездоровым, тяжким и болезненным.
В принципе, мы часто сталкиваемся с раздвоениями в произведениях аниме-жанра.
Это Люси и Ню из «Эльфийской песни», Агито и Акито, Хотару из Сэйлормун, темная и светлая Чиби-Усаги из того же произведения, это Мион и Шион из «Цикад», Ватануки и Шаоран, Рицка Аояги из аниме «Нелюбимый», Зеро и Ичиру, и многие другие.
Феномен «Мистера Хайда» всегда остается популярен, но Чобиты – кавайная манга с фансервисом, про девочку-робота и парня, который ее нашел. Появление этой сюжетной линии удивляет в аниме – и пугает в манге.
Более того – в аниме не раскрыт замысел манги, что читает Чии. И ее личностей тоже.
В манге об этом говорится больше – и – мы замечаем, что «раздвоение» личности Чии состоит не сколько в двух сестрах – Эльде и Фрэйе, а еще и в самой Чии. Эльда и Чии – два совершенно разных существа.
В аниме об этом не говорится, все показано так, словно Чии – та же девочка, спасшая свою сестру.
В манге нам дают понять, что персоком, как бы мы ни хотели обратного – не наделен душой.
Все, что есть у «чистой» личности, не запрограммированной на определенный характер – чистая память, как у младенца, и способность функционировать, воспринимать информацию и самообучаться.
Это значит, что при удалении памяти – личность персокома «умирает» и рождается новая.
Так и произошло с Чии. Эльда умерла – умерла в том понимании, в каком мог бездушный робот. И заместо него родилась Чии.
Но Чии «чувствовала» боль, была связана с прошлым, так или иначе словно бы что-то хотела вспомнить или понять. Все это связывает ее с «прежним я», рождает «раздвоение личности».
Выглядит это как минимум печально.
Когда в манге раскрывается линия Фрэйи и Чии, наступает концовка.
Резко, сильно и немного грубовато.
Концовка, которая не только не радует – поистине ужасает.
Выглядит она так: на Земле из-за Чии возможен катаклизм. Причем, не только со ВСЕМИ персокомами в мире – но и с самой Землей, по крайней мере, с тем городом, где она находится. Трубы прорывает, начинается потоп и т. д.
В это все оказывается ввязан Хидеки – добродушный, левый подросток, никому ничего не сделавший.
Хидеки «заманивают» буквально в простую, моральную ловушку.
«Быстро думай о своих чувствах и говори – «да» или «нет». Если ты скажешь «нет» — начнутся глобальные проблемы, и Чии погибнет. Если «да» — останешься жить с бездушной машиной, не имея ни единого шанса хотя бы раз переспать с ней».
Звучит грубо, но концовка в манге именно такая. В аниме это убрали и зацензурили, но зато в манге Фрэйя точно дает нам понять – Чобит не существует. Такими, какими их хотели видеть люди.
Это такие же машины, как и другие персокомы – только наделенные большей мощностью.
Фрэйя спрашивает – хочет ли Хидеки быть с Чии и любить ее, несмотря на то, что она – обычный персоком, не управляющий собственными воспоминаниями, не имеющий души и не умеющий чувствовать.
Чувства, улыбка Чии, ее радость от счастья Хидеки – все это лишь программа, установленная в ней.
Чии никогда не работала без операционной системы – все это полнейший обман зрения.
Еще в самом начале Симбо (Шимбо), друг Хидеки, говорит, что значение «нет данных» обозначает не только отсутствие операционной системы – но и то, что персоком просто запоролен. Так и оказывается.
Даже если исключить этот факт – в Чии всегда находилась Фрэйя. С памятью и, соответственно, ОС и данными о внешнем мире и воздействии с ним (собственным интерфейсом).
Появление этой информации в сюжете попросту ужасает.
Потому что, какой бы красивой ни была эта история – Чии просто робот, без воли и души. Хидеки влюбился… В тостер!
И никакие «догадки», неясные моменты и философские бредни этого факта не изменят.
Причем, даже все «поддерживающие» моменты в манге попросту вытянуты из пальца и не стоят ни гроша. Например, Минору, мальчик-гений, объясняет Мотосуве, что можно любить и неживое существо – ведь даже если память персокома стереть, ты-то будешь помнить. Логика железная.
Другой вариант – свадьба хозяина «Тероля» и персокома Юми. Да, она оттолкнула его с дороги, спасла ему жизнь, пожертвовав собой тогда, когда не помнила уже ВООБЩЕ НИЧЕГО.
Это действительно удивительно и с какой-то стороны чудесно и прекрасно. Но вся эта история никем не доказана и покрыта мраком тайны. Причин можно найти море – включая и ту, что на улице шел ливень, Уэда был на грани отчаяния, срыва и смерти. У него случился шок, на дороге было скользко, кто знает, может персоком просто поскользнулся? Может его психика в нужное время включила нужный защитный механизм – в последствии стресса его просто могло переглючить и этот защитный механизм явился ему в образе возлюбленной, которая сама отскочить и не успела. Извините за мой цинизм, но все это так же не исключено.
Моменты о рассуждениях любви между человеком и персокомом очень и очень грустны. Самый печальный и безысходный, как мне показалось, был показан, когда Хидеки в сотый раз обдумывал, что на самом деле Чии – робот и он не любит ее, и она, в свою очередь, не может чувствовать – а потом, прервав свои мысли, он отвлекается на ту самую Чии, которая не щадя себя лезет голыми руками в грязную землю, чтобы выкопать оттуда цветочек, который Хидеки якобы понравился.
Хидеки видит, как Чии светится от счастья, когда счастлив сам Хидеки – и словно бы перестает думать, что Чии не живая. Но на самом деле все не так – Хидеки начинает верить не потому что Чии делает что-то особенное – а потому что он сам так реагирует на ее тепло, радость и улыбку.
Ему, как и всем людям, куда важнее собственные чувства – чем то, чувствует Чии или нет.
Однако, Чии все-таки может чувствовать – любовь, боль и радость. А душа – что душа? Ее никто не видел, никто не доказывал. Но люди, по определению, ставятся в манге выше персокомов, и поэтому на чувства Чии становится плевать.
Конечно, можно предположить, что слова Фрэйи – ложь, ответ разочаровавшегося в жизни человека, страдающего и ощутившего боль нашего бренного существования. Но обратное ее словам доказано не было – и если бы она лгала специально, Хибия бы обязательно опровергла позже ее слова. однако, она этого не делает.
Итак, версия Чобит исключается – и эта сфера уже решена. Хидеки соглашается любить Чии, несмотря на все это.
Второе, что ужасает, — сексуальная сторона проблемы.
Особенно, первое впечатление и оценка ситуации. Я очень долгое время был шокирован и морально подавлен – потому что такой конец это ненормально. Это нечто нездоровое, мазохистское и жестокое.
В заключительном диалоге Фрэйи и Хидеки, она прямым текстом спрашивает, хочет Хидеки Чии или нет.
Его реакция подразумевает ответ «да».
И тогда Фрэйя объясняет то, о чем на самом деле и писалась та манга, которую Чии с упоением читала.
В аниме это совершенно не раскрыто (а точнее тупо зацензурено), но в манге это все говорится легко и прямо.
Фраза из той манги запомнилась, думаю, всем. «Я – не человек. Я что-то могу делать, а что-то не могу. Есть то, что я не могу. Даже если это так – ты полюбишь меня?»
Фрэйя рассказывает Хидеки историю Чии так, что становится понятно – это что-то – сексуальная сфера отношений. Чии была создана с кнопкой перезагрузки в таком месте, что это лишает ее способности спать с кем-либо.
Фраза «Только тот, кто нужен мне, может проникнуть туда» абсолютно лишена смысла. Разве что это означает «только любимый имеет право убить меня», но не более.
В манге об этом есть и другая фраза – «Но если тот, кто мне предназначен, полюбит меня – мне придется с ним попрощаться». Здесь речь идет исключительно о желании и похоти, а не о любви.
Некоторые считают, что все просто – переспал с Чии, она перезагрузилась, потеряла воспоминания – а ты поставил ей диск с записанными данными (такие были у госпожи Хибии, матери Чии – воспоминания Эльды она записала «на всякий случай») и все в порядке.
На самом деле это полнейший бред. Во-первых, уничтожая личность и ставя ей воспоминания заново – персоком не будет помнить процесса, что уже лишает этот процесс хоть чего-то радостного, во-вторых, для человека бездушно так запросто менять персокому личность – и именно в этом была причина того, что Уэда не хотел чинить свою возлюбленную Юми и пустил все на самотек. А не то, что воспоминания могут навеки исчезнуть, как кажется сначала.
Другая деталь – как можно спать, если там кнопка и, нажимая на нее, ты врубаешь процесс перезагрузки – все сопутствующие звуки, движения и прочее, это может не только помешать и даже повредить, гм, простите, достоинство Хидеки, но еще и отбить всю охоту что-то делать вовсе.
Да и вообще – если заниматься любовью, думая о том, как бы точно сохранить данные и сделать все аккуратно и неразделенно, пока Чии будет не в адеквате – вряд ли возбуждает. Скорее всего, у Хидеки просто не встало бы на такой сложный и бессмысленный процесс.
Несмотря на это все – Чии не виновата ни в чем. Поэтому, попав в ловушку, Хидеки быстренько соглашается со всеми условиями и готов любить Чии даже в этом случае. А что еще можно ответить, если «нет» влечет чуть ли не конец света и уничтожение твоей подруги? Хидеки даже не дали осознать свою любовь, пускай она и была.
В результате, Хидеки отвечает да, Чии счастлива, программа не заработала (в аниме вообще все иначе), Фрэйя загадочно исчезает (куда??), Хибия-сан счастлива.
Спрашивается – ЧТО ЭТО?!
Во-первых, расположение кнопки. КЕМ это было придумано и зачем. Извергом? Чтобы мучить человека, который на свою несчастную голову полюбит неживого персокома? Да, я понимаю, возможно это сделано чтобы выяснить, любит ли человек по-настоящему. Но такая проверка не просто жестока, это настоящее извращение. Причем, не только для человека – персоком будет знать, что человек страдает и тоже будет мучиться.
А биологию никто не отменял. Как бы ты ни любил – разрядка нужна. Особенно молодому, неискушенному парню, желающему эту девушку. Девушку, с которой спит, которую трогает и которую любит.
Когда Хидеки сорвется – лишь вопрос времени.
И дело не в том, что он не любит, не искренен или не духовен. Дело в самой обычной физиологии и психике, на которую эта физиология действует.
Можно, конечно, пользоваться теми способами, какие только можно придумать – ласки любого рода, руки и рот никто еще не отменял, но это лишь дополнение к настоящему сексу. На самом деле все прекрасно понимают, что этого мало – всегда хочется чего-то большего, полноценного сближения, а не такого. Даже если это и будет удовлетворять, скорее, всего лишь какое-то время и, полагаю, не очень-то большое.
Да, я понимаю, в манге главная суть была все-таки в любви и романтике, но извините, биология – это часть человека. Страсть и похоть это нечто естественное, нормальное для людей. И в идеале это связано с романтикой и духовностью, чисто и совсем не пошло.
В общем, от этого завершения манги становится по-настоящему тошно и жутко.
И очень жалко Хидеки, конечно.
Вся эта ситуация долго крутилась в моей голове, потому что я чувствовал – где-то здесь есть еще что-то. Должен быть какой-то новый вывод, облегчающий восприятие такой страшной информации.
И этот вывод появился.
Я понял, что – случайно или по чьему-то желанию, история «Чобит», история любви Чии – была написана для больных людей.
Сразу хочу попросить прощения за такое каверзное слово – но корень слова «больные» — боль.
Больные люди – это те, кто страдает. Кто испытывает сильную боль.
В нашем случае «больные» лишь в этой, сфере разврата.
И если призадуматься, то сюжет приобретает новый смысл и значение. И сюжет самой манги – и той, что читала Чии.
Написан он точно для таких людей – а их на самом деле много.
Если говорить о манге – болезненность здесь заключалась в том, что полноценного контакта не может быть, это основной недостаток.
А значит, сюда вписываются многие – лесбиянки, инвалиды, некоторые психически больные, трансгендеры какого-либо вида, а так же некоторые люди, пережившие насилие.
Более того – среди изнасилованных очень широко распространен один психический феномен.
Люди, пережившие насилие, теряют возможность владеть своей волей и телом полноценно. Они очень часто не могут высказать своих желаний, могут подавлять в себе чувства, могут не чувствовать тело живым и ощущать себя куклой, марионеткой или роботом.
Роботом – таким же, как главная героиня, Чии.
Такие люди не всегда могут дать своим возлюбленным то, что они хотят – даже если очень сильно любят их.
И так же мучаются, понимая, что изменить себя они не могут – а тот человек, что любит их, мучается.
Эти люди очень сильно страдают, и именно для них так подходят все высказывания манги Чии.
«Есть то, что я не могу – будешь ли ты любить меня, зная это? Примешь ли ты меня таким, какой я есть, зная то, что некоторые вещи я никогда не смогу изменить».
Этот вопрос действительно очень мучает их.
И Хидеки – образ того человека, который переступил порог этих страданий, принял ситуацию и ответил «да».
Поэтому и был выбран именно Хидеки – обычный парень, со своими желаниями и тараканами в голове.
Чтобы такие, как Чии, поняли – даже самый простой человек может принять нас такими. Полюбить нас.
Если бы в концовке не было этой «моральной ловушки» все выглядело бы куда прекраснее. Но, возможно, не очень реалистично, поэтому замнем данный факт.
На самом деле, хочу в дополнение заметить еще одну вещь, вся манга «Чобиты» пропитана чем-то болезненным, ненормальным.
Ведь, если подумать – во ВСЕЙ манге есть только одна здоровая пара, второстепенного плана.
Разберем же эти пары:
Госпожа Хибия – бесплодная женщина, вдова с детьми-роботами.
Шинбо и Такако – ученик и замужняя, взрослая женщина-учительница.
Такако и ее муж – до одури влюбленный в персокомы.
Минору и его Чобит, Юдзуки, созданный по образу уже мертвой сестры.
Хироясу Уэда и его жена-персоком.
Хироясу Уэда и школьница Юми, их разница в возрасте больше 20ти лет!
Ёсиюки Кодзима – помешанный на персокомах так, что и пара-то ему нафиг не нужна.
Фрэйя – девушка-робот, влюбленная в собственного отца, человека, создавшего ее.

Все это сколько интересно – столько и печально. С одной стороны это вызывает неприятные ощущения болезненности, с другой – показывает и «здоровым» и «больным» читателям, что любить можно в абсолютно любом случае и ситуации. Для любви преграды нет – и это затмевает всю остальную философию сюжета.
Все эти пары по-своему «больны». Однако, я так и не упомянул еще одну – здоровую, о которой написал в самом начале списка.
Вы уже догадались, кто это?
Конечно.
Это Дита и Дзима. Эта пара – сверхомщные персокомы, созданные для сохранения национального банка данных и уничтожения программы, заложенной в Чии.
Почему эта пара является самой здоровой?
Потому что это факт.
Да, они оба – персокомы, роботы, более того – Дзима является информацией, а Дита – программой для защиты этой информации. Но факт их любви подтвержден мангой – и не раз.
Об этом в манге очень красочно упоминает сам Дзима. У него и у Диты происходит такой диалог:
Дзима: Скажи, Дита, ты ведь любишь меня?
Дита: Мы персокомы. Не издевайся!
Дзима: Да, мы персокомы. Наши чувства чище людских. Мы направлены лишь вперед, неподвластны никакой морали. В моем разуме на первом месте стоит моя прекрасная Дита. Пусть даже это не такая любовь, как у людей.
Дита: Да ты бредишь…
Дзима: Мне это жить не мешает. Взгляни. Столетия исследований и споров. А люди до сих пор не понимают, как функционирует их разум. Так почему два персокома не могут любить друг друга, даже если их программное обеспечение – тайна за семью печатями?

Далее он объясняет Дите, что их создатель, делая их, задумывался лишь о любви между человеком и персокомом. А о любви между двумя персокомами он не думал, и, значит, не мог вложить в них эту функцию. Но при этом они полюбили друг друга, что является прямым доказательством их чувств.

Я считаю, что это самая честное и ПРЯМОЕ высказывание за всю мангу.
Их чувства – только их. На них не повлияли никакие другие личности, ни события, ни обязанности, ничего.
Точность факта так же радует – ведь Дзима прав. В отличие от тех других пар, которые сомневались и колебались, и по которым мы так и никогда не сможем наверняка понять, где есть любовь и что есть любовь.
Более того – в этой прямоте Дзимы и есть скрытая от многих глаз истина.
Нужно по-настоящему любить, чтобы суметь признать это наверняка.
Когда ты сомневаешься – ты любишь, ведь ты волнуешься об этом и не сомневается лишь глупец, как принято говорить, и тому подобное другое. Но сомневаться – это не любить.
Когда ты сомневаешься – ты становишься таким же Чобитом, как Чии. Твое сердце можно разбить, можно «умножить». Ты можешь раздумать любить или желать любить, ты можешь пойти другой дорогой, можешь решить – а можешь не решить. Можешь отказаться. Можешь жить в неведении и стирать чувства, можешь даже отформатировать свой жесткий диск.
И только когда ты находишь силы в себе честно признаться в том, что чувствуешь – хотя бы перед собой, когда ты, наконец, пережив все, не «надеешься» и не колеблешься – а точно уверен, и когда ты принял этот факт – лишь тогда это можно назвать «Любовь».
В заключении еще раз вернусь к этой паре, высказывая лишь свое мнение о том, какие они все-таки миловидные.
Их любовь даже выглядит идеально. Их пара – прекрасна и искренна, так, как только можно.
Это видно по всему: по их откровенным и чувственным прикосновением, которых они не стесняются друг перед другом. По их близким друг к другу позам, по их взглядам и словам.
По их характерам – их любовь животна, в самом хорошем смысле этого слова. Они любят друг друга сильно, властно, ревностно. Они владеют друг другом, и потому они неделимы. И все это является здоровым и искренним чувством, а не попытками компенсировать собственные комплексы и неполноценность. Оба этих персонажа полноценны – сильный, высокий мужчина, самоуверенный и довольный быть с возлюбленной. Дита, не менее брутальная девушка, но при этом невысокая, отчасти хрупкая и чувствительная. Ее агрессия и дикая ревность смотрится на этом фоне очень мило. Довольно гармонично смотрится и тот факт, что Дзима, мужчина, однако он является информацией, а Дита призвана защищать его. И даже то, что Дита поначалу сомневалась и не хотела отвечать, не меняет факта истинной любви. В конце-концов, она девушка, хоть и персоком. А им можно и посомневаться)

Вот и все. Даже не знаю, на чем закончить такую огромную рецензию, поскольку она превратилась в какой-то псевдофилософский трактат. Скажу только одно – надеюсь, вам было интересно ^^”

© Copyright: Сенсей Юки. 2014
Свидетельство о публикации №214081000820

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.