Расстройство психики у подростков

Расстройство психики у подростков

Тема 8 Нарушения психического развития в подростковом возрасте, ранней юности Психические расстройства у лиц зрелого и пожилого возраста

1 Психические расстройства у подростков

Подростками принято считать детей 11-15 лет, причем период 11-12 лет определяется как допубертатном, а 13-15 — как пубертатный

Подростковый возраст как переходный от детства к зрелости всегда считался критическим, однако кризис этого возраста значительно отличается от кризисов младших возрастных периодов Она наиболее длительная и острая Это эт связанную с воздействием на подростка соматических, психологических и социальных фактореів.

В основе бурных и часто таких, болезненно переживаются, соматических изменений организма подростка лежит интенсивная перестройка эндокринной системы, заканчивается достижением половой зрелости Часто за бурным развитием тела (резкое увеличение массы и роста) не успевают внутренние органы, что приводит к развитию функциональных заболеваний, особенно сердечно-сосудистой системи.

В момент особенно резких сдвигов у подростков отмечается выраженный беспокойство, повышенный уровень тревожности Пытаясь избавиться от тревожности, выплеснуть ее наружу, они часто вступают в конфл икты, коллективные драки Этим объясняется повышенная склонность подростков к посещению шумных рок-концертов, употреблением наркотиков и алкоголялю.

Наряду с психическими нарушениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, не связанные с перестройкой эндокринной системы Роз зглянемо йх.

O Формирование нового самосознания с повышенным чувством собственного достоинства, собственных возможностей и способностей

O Развиваются и более полно осознаются высокие чувства дружбы и любви, причем любовь вовсе не обусловлена. сексуальными потребностями, а наоборот, исключительно платоническая, духовная

O Ломаются и перестраиваются много предыдущих отношений с окружающими и отношение к себе, формируется и жизненная позиция, из которой подросток начинает свою самостоятельную жизнь

O Основным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости, т. е. состояния, когда основная масса потребностей ничем не отличается от таковых у взрослых Но при взрослении социальная ситуация д для подростка, как правило, не меняется — он остается учеником и находится на иждивении родителей, лишен ряда гражданских прав Поэтому многие притязаний приводят к непреодолимых трудностей, входящих в конфликт с реальной действительностью В этом и скрывается основная психосоциальная причина кризиса подросткового возрастаіку.

O Резкое изменение отношений со взрослыми, в частности с родителями Подростки во многих сферах ориентируются исключительно на мнение сверстников, почти полностью игнорируя мнение родителей и окружающих взрослых подлых Леток стремится освободиться от опеки Расширение прав приводит к тому, что он не пассивно ждет от родителей каких-то благ, а активно выдвигает к родителям завышенные материальные требования Однако семья все же оставь аеться для подростка тем местом, где он чувствует себя уверенно и спокойно В трудную минуту за советом они обращаются к родителям У подростков очень велика потребность в неформальном общении с родителями но удовлетворяется она меньше, чем наполовину Психологический барьер между родителями и подростками объясняется не только возрастным эгоцентризмом и максимализмом подростка, но и абсолютной уверенностью в непогрешимо ности собственного опыта и невозможностью взглянуть на мир глазами подростка со стороны родителей Более сложными и дифференцированными становятся отношения с учителями, является одной из причин школьной дезадаптации п идлиткиідлітків.

O Ведущей деятельностью подростка остается учения, однако мотивы ее превращаются Для подростка учения становится прежде всего средством завоевать престиж у ровесников, репутацию хорошего ученика

O Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповой Общение с ровесниками предоставляет очень важный специфический канал информации, из которого подростки узнают многие необходимые вещи, не сооб омляються взрослым Общение подростков — это специфический вид межличностных отношений Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняется смеяться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными Это также специфический вид эмоционального контакта Осознание групповой принадлежности, сол идарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизации от взрослых, но и дает важное чувство эмоционального благополучия и устойчивостикості.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте основывается на противоречивого сплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или сообщество

Чувство одиночества, связано с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неуемную жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются ся найти то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание собственной значимости.

Напряженная потребность в общении превращается у многих подростков в «стадное чувство»: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей, а если своей нет — какой угодно компанией

Особенно сильна такая потребность у мальчиков

O Типичная черта подростковых групп — конформность (чрезвычайно высокая) Отстаивая свою независимость от старших, подростки зачастую абсолютно не критично относятся к мнению собственной группы и ее лидеров желании ния быть как все (это исключительно «свои») распространяется и на одежду, и на вкусы, и на стиль поведенияль поведінки.

Существуют определенные формы типичных поведенческих реакций подростков на ту или иную социальную ситуацию, еще не являются патологическими, но порой содержат в себе опасность перерастания в такие

К таким реакциям принято относить такие

1 реакция «оппозиции» — активный протест Причиной могут быть слишком высокие требования, предъявляемые к подростку, непосильные нагрузки, потери, недостаток внимания со стороны взрослых

2 Реакция «имитации» — проявляется в стремлении подражать определенный образец, модель которого диктуется, как правило, компанией ровесников (образец может быть асоциальным)

3 Реакция «гиперкомпенсации» — проявляется в настойчивом стремлении подростка добиться успеха в той сфере, в которой он слаб; неудачи в некоторых случаях заканчиваются нервным срывом

4 Реакция «эмансипации» — проявляется в стремлении освободиться от опеки, контроля и покровительства старших Она распространяется и на порядки, законы и «стандарты» взрослых Потребность в эмансипации связан ана с борьбой за самостоятельность, за самоутверждение себя как личности В повседневном поведении это — стремление сделать все «по-своему», в крайних вариантах — бегства из дому крайніх варіантах — втечі з дому.

5 Реакция «группировка» — группы подростков возникают и функционируют по своим, еще недостаточно изученными социально-психологического законами, среди которых наиболее опасна «автономная мораль», не сбо игаеться требованиям родителей, школы, законов Особенно сильна у несовершеннолетних правонарушителей и преступников Особенно легко объединяются в группы наркоманы, социально распущенные, неустойчивые подростки, имеют опыт асоциального поведения Ослабление влияния семьи, особенно отцовского начала, повышает степень идентификации мальчика-подростка с группой, создавая «эффект стаи створюючи "ефект зграї".

Подросток все больше начинает задумываться о своих собственных чувствах и мыслях, анализирует внутреннее состояние других людей В этом возрасте впервые осознается собственная непохожесть на других Подросток впервые сталкивается с таким важным и таинственным психологическим состоянием, как одиночествоть.

В этом возрасте люди чаще, чем когда-либо, становятся жертвами синдрома дисморфомании (бред физического недостатка), уделяя большое внимание своей внешности

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter

Метки: , , , , . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.