Расстройство психического развития

Расстройство психического развития

F80 Специфические расстройства развития речи и языка
F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
F82 Специфические расстройства развития моторной функции
F84 Общие расстройства психологического (психического) развития

F80 Специфические расстройства развития речи и языка

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции
F80.1 Расстройство экспрессивной речи
F80.2 Расстройство рецептивной речи
F80.8 Другие расстройства развития речи и языка

Нарушения понимания и активного использования могут касаться следующих основных подсистем речевой коммуникации: форма речи (соответствие речевых форм мыслительной основе); ее содержание (адекватность облечения мысли в речевую форму) и функциональное использование языка (адекватность использования речевых форм для решения задач повседневной жизни).

F80.0 Специфическое расстройство речевой артикуляции

Характеристика состояния
Данная группа расстройств речи представлена нарушениями, в которых ведущим симптомом является нарушение звукопроизношения. Интеллектуальное и психическое развитие ребенка соответствует при этом возрасту. Могут иметь место нарушения внимания, поведения, двигательные нарушения, которые носят сопутствующий характер.
В данную группу включена дислалия (простая, сложная) или иначе — «косноязычие». Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и нормальной иннервации речевого аппарата.
Различают функциональную и механическую дислалию. К функциональной дислалии относятся дефекты воспроизведения звуков речи при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. Нарушена способность произвольно принимать и удерживать определенные позиции артикуляторных органов, необходимых для произношения звуков. Нарушение звукопроизношения может быть связано с неумением различать, дифференцировать фонемы. Достаточно часто изолированное употребление звука может быть не расстроено, но изменено в спонтанной речи. Степень тяжести определяется степенью выраженности дефекта и количества нарушенных звуков.
Этиология дислалии включает биологические и социальные факторы: минимальная мозговая дисфункция, соматическая ослабленность ребенка, запоздалое развитие речи, неблагоприятное социальное окружение, подражание неправильным образцам речи и т. п. Механическая дислалия — нарушение звукопроизношения, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (неправильные прикусы — прогения, прогнатия, «толстый» язык, короткая уздечка и т. д.).
По степени тяжести, а следовательно и числу нарушенных звуков речи, различают простую и сложную дислалию.

Условия лечения
Медико-педагогическая коррекция проводится в амбулаторно-поликлинических условиях или в условиях специализированного детского учреждения.
Перечень необходимых обследований
— логопед;
— невролог;
— педиатр;
— психиатр;
— психолог.
Дополнительные исследования:
— психотерапевт;
— ортодонт;
— ЭЭГ;
— Эхо-ЭГ.
Принципы терапии
Курс коррекционных занятий предполагает:
— логопедические занятия, курс 15 — 45 занятий. Желательно начинать с индивидуальных занятий с последующими занятиями в группе по автоматизации звуков.
— логоритмика (по показаниям);
— массаж, ЛФК (по показаниям);
— психиатрическое и неврологическое лечение (по показаниям).
Длительность лечения
До достижения результата.
Ожидаемые результаты лечения
Коррекция звукопроизношения, автоматизация звуков и их употребление в спонтанной речи, расширение словарного запаса.

F80.1 Расстройство экспрессивной речи

Характеристика состояния
Данная группа речевых расстройств представлена нарушениями, для которых характерно системное недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности сенсорного восприятия. При данной патологии недоразвитие речи обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга. Клиническая картина речевого дефекта обусловлена нарушенным формированием фонематической и грамматической сторон речи.
Фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения различной степени выраженности. Лексические нарушения характеризуются бедностью словарного запаса, низким уровнем словесного обобщения, сложностями формирования речевого высказывания. Грамматические нарушения существуют в виде аграмматизмов (ошибок в употреблении словесных окончаний, нарушений словобразования и т. д.), затруднений в употреблении предлогов, глаголов, союзов.
По степени тяжести такие речевые расстройства могут быть разными: от легких форм до тяжелых, при которых практически имеет место анартрия.
У детей с данным видом речевой патологии чаще всего наблюдаются нарушения высших психических функций (памяти, мышления, внимания), имеет место общая моторная неловкость, дискоординация движений, двигательная замедленность или гиперактивность. Часто страдает мелкая моторика пальцев. Недоразвитие речи тормозит развитие познавательной деятельности ребенка, что проявляется в задержке психического развития в целом.
В данную группу включаются, следуя логопедической классификации:
1. Задержки (нарушения) речевого развития, проявляющиеся в общем недоразвитии речи (ОНР) I — III уровня.
2. Моторная алалия.
3. Моторная афазия.
Критерием для дифференциального диагноза между ОНР и алалией служит степень выраженности речевого дефекта.
Очаг поражения в головном мозге в этом случае локализован преимущественно в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного по речи полушария (у правшей). Алалия — системное недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речи. Ребенок является практически молчащим, при этом специфических расстройств понимания речи и интеллекта не обнаруживается.
Общее недоразвитие речи I уровня соответствует клинической картине алалии. Для ОНР III уровня — речевые нарушения представлены нарушениями в звукопроизношении, незначительными аграмматизмами, бедностью словарного запаса. В психическом облике этих детей имеет место эмоционально-волевая незрелость. Часто ОНР проявляется в школе и выражается в сложностях обучения грамоте. Для ОНР II уровня — характерны более тяжелые нарушения, состоящие в выраженных нарушениях звукопроизношения, грубых нарушениях грамматической и лексической сторон речи. Речевые расстройства сочетаются здесь с неврологическими и психопатологическими симптомами и синдромами. Часто имеет место гипертензионно-гидроцефальный синдром, синдромы двигательных расстройств. В психических процессах отмечается снижение познавательной деятельности, внимания, памяти, праксиса, гносиса. Дети этой группы испытывают затруднения при обучении.
У детей с ОНР I уровня (алалии) имеют место наиболее стойкие специфические речевые нарушения. Для детей этой группы характерна крайне низкая речевая активность, вследствии чего их речь часто представлена отдельными словами. Отмечаются нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы, нередко поведения. При ЭЭГ обследовании имеются изменения.
Условия лечения
Комплексное медико-педагогическое лечение, проводится в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.
Перечень необходимых обследований
— ЭЭГ;
— Эхо-ЭГ.
Дополнительные диагностические исследования:
— аудиограмма
Консультации специалистов (обязательные):
— логопед;
— психиатр;
— психолог;
— невролог;
— психотерапевт.
Дополнительные консультации специалистов:
— нейропсихолог;
— генетик;
— ЛОР.
Принципы терапии
1. Курсы логопедических занятий. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.
ОНР I уровня (алалия) 45 — 90 занятий;
ОНР II уровня — 45 — 90 занятий;
ОНР III уровня — 45 — 90 занятий.
Таким образом дети с алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен.
2. Логоритмика 20 — 45 занятий на курс.
3. Занятия с психологом 20 — 45 на курс.
4. Медикаментозное лечение — по назначению психиатра.
Медикаментозное лечение — по назначению психиатра.
— ноотропные препараты;
— седативные препараты;
— нейролептики;
— антидепрессанты;
— витамины.
5. Психотерапевтическое воздействие:
— семейная психотерапия (3 — 5 занятий и более по показаниям);
— игровая психотерапия.
Дополнительные лечебные мероприятия:
— физиотерапия;
— ЛФК;
— массаж.
Правильный выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Продолжительность коррекционных мероприятий — от 1 до 3-х и более лет.
Ожидаемые результаты лечения
Максимально возможное восстановление речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика) и компенсация психических нарушений.

F80.2 Расстройство рецептивной речи

Характеристика состояния
Данный вид патологии речи состоит в нарушении слухового восприятия и понимания речи при сохранном физическом слухе. В легких случаях оно проявляется в неспособности различать слова близкие по звучанию. В более тяжелых, когда нарушена дифференциация речевых звуков, имеется неспособность понимать обращенную речь.
Страдают все компоненты речи, что приводит к задержке психического и интеллектуального развития.
В данную группу включаются:
1. Сенсорные агнозии (словесная глухота).
2. Сенсорная алалия.
3. Сенсорная афазия.
Сенсорная алалия — это нарушение понимания речи вследствие недостаточности функционирования слухового анализатора, основной пораженной зоной мозга является височная доля доминантного полушария. В клинической картине сенсорной алалии имеется недостаточный анализ и синтез звуковых речевых раздражителей. Это проявляется в непонимании обращенной речи, у детей не формируется фонематическое восприятие, не дифференцируются фонемы, не воспринимается слово как целое. Ребенок может слышать, но не понимать обращенную речь. При сенсорной алалии не формируется связь между словом и предметом, словом и действием. Результатом этого может явиться задержка психического и интеллектуального развития. Диагностика сенсорной алалии вызывает определенные сложности, поскольку требует дифференциальной диагностики с состояниями нарушений слуха. В чистом виде сенсорная алалия встречается довольно редко.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.
Перечень необходимых обследований
— ЭЭГ;
— Эхо-ЭГ;
— аудиограмма.
Дополнительные обследования:
— РЭГ;
— КТ головного мозга;
— рентгенография черепа.
Консультации:
— логопеда;
— психиатра;
— психолога;
— невролога;
— психотерапевта;
— нейропсихолога;
— сурдолога (ЛОР);
— генетика.
Принципы терапии
Медикаментозная терапия включает:
— ноотропные препараты;
— седативные препараты;
— нейролептики;
— антидепрессанты;
— витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
— физиотерапия;
— ЛФК;
— массаж.
Логопедическое воздействие направлено на воспитание:
— развития фонематического восприятия;
— понимания воспринимаемых на слух речевых стимулов;
— сознательного использования средств языка и способов речепроизводства.
Логопедические занятия носят строго индивидуальный характер, зависят от степени тяжести и выраженности речевых и интеллектуальных нарушений. Чаще они строятся в индивидуальной форме, начиная с пробного диагностического курса, рассчитанного на 10 — 20 занятий.
Последующие курсы занятий могут проводиться по схеме курсов для детей с ОНР (моторной алалией см. F80.1).
Таким образом дети с сенсорной алалией получают от 135 до 270 занятий. По показаниям курс может быть продлен. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм. Логоритмика — 20 — 45 занятий на курс.
Занятия с психологом — 20 — 45 занятий на курс.
Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Срок коррекционных мероприятий — от 1 до 3-х и более лет.
Ожидаемые результаты лечения
Максимально возможное восстановление речевой функции (развитие слухового восприятия, формирование звукового, морфологического, лексического анализа и смысловой стороны речи), коррекция психических нарушений.

F80.8 Другие расстройства развития речи и языка

F80.81 Задержки речевого развития, обусловленные социальной депривацией

Характеристика состояния
Клиническая картина проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения.
Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей соответствует возрасту. Степень тяжести может быть от легкой до значительной.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра и др. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоравливающих мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.
Перечень необходимых обследований
Консультация специалистов (обязательные):
— логопед;
— психиатр;
— невролог;
— психотерапевт;
— психолог.
Консультации специалистов (дополнительные):
— педиатр;
— нейропсихолог.
Диагностическое обследование (дополнительно):
— ЭЭГ,
— Эхо-ЭГ.
Принципы терапии
Медикаментозная терапия включает:
— ноотропные препараты;
— седативные препараты;
— нейролептики;
— антидепрессанты;
— витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
— физиотерапия;
— ЛФК;
— массаж.
Комплексные медико-педагогические мероприятия:
1. Проведение курса логопедических занятий целесообразно преимущественно в групповой форме. Занятия направлены на развитие речи ребенка (в том числе коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления. Логопедические занятия проводятся по той же схеме, что и курсы для детей с ОНР (моторной алалией):
ОНР II уровня — 45 — 90 занятий;
ОНР III уровня — 45 — 90 занятий.
Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий, преимущественно в групповой форме. 2. Логоритмика 20 — 45 занятий на курс.
3. Занятия с психологом 20 — 45 занятий на курс.
4. Осмотр психиатра (3 — 5 раз за курс, по показаниям — чаще) с медикаментозным лечением.
5. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии. Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.
Ожидаемые результаты лечения
Развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.

F81 Специфические расстройства развития учебных навыков

F81.0 Специфическое расстройство чтения
F81.1 Специфическое расстройство спеллингования
F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков
F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков

F81.0 Специфическое расстройство чтения

Характеристика состояния
Дислексия — специфическое расстройство чтения, проявляющееся в многочисленных ошибках (замены, пропуски букв, несоблюдение их последовательности) стойкого характера. Они могут быть обусловленны: несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения чтением, врожденной слабостью соответствующих зон мозга. Для специфических дислексий характерен низкий темп чтения.
Выделяют следующие типы дислексий:
Оптические дислексии.
Проявляются в трудностях усвоения отдельных букв, близких по начертанию, или в нарушениях зрительной схемы слов, в неспособности симультанного (одномоментного) охвата слова. Моторные дислексии.
Имеют место затруднения в речедвигательном воспроизведении читаемых единиц речи (слогов, слов, фраз), в их визуальном контроле и удержании в памяти артикуляторных поз. Данные нарушения обусловлены несформированностью межанализаторных связей: слуховых, зрительных, кинестетических.
Фонематические (литеральные и вербальные) дислексии.
Фонематические литеральные дислексии имеют место при сохранной остроте слуха. Они обусловлены трудностями фонематического анализа, что приводит к недостаточности когнитивной (познавательной) деятельности.
Больные смешивают графемы (буквы), соответствующие сходным по акустическим признакам звукам речи.
Такие нарушения проявляются при устном чтении преимущественно в пропусках, искажениях (главных и согласных), заменах по озвучиванию мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих (в том числе внутри одного ряда) согласных. Имеются трудности членения слова на звуки. Чаще всего прослеживается взаимосвязь между нарушениями функций фонематического восприятия и моторного воспроизведения (в том числе и с аналогичными трудностями звукопроизношения).
Фонематические вербальные дислексии, как правило, сочетаются с фонематическими литеральными дислексиями. Они обусловлены не только нарушениями фонематического восприятия и моторного воспроизведения, но и недоразвитием высших психических функций в раннем детском возрасте (речевой памяти и внимания к языковым явлениям).
Вербальная дислексия проявляется в пропусках, заменах, искажениях слов (пропуски и перестановки частей слов), запинках на редко употребляемых или сложных по звуковой структуре словах. На уровне фразы вербальная дислексия проявляется в перестановке слов, неточности повторного воспроизведения фразы, трудностях осмысления прочитанного и неспособности обобщить содержание прочитанного (фразы и текста). Спонтанное чтение наиболее затруднено.
Следует исключить: вторичные нарушения чтения, обусловленные умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью. Степень тяжести дислексий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от первичных факторов развития речевой функциональной системы, возрастной сформированности высших психических функций.
Клиническая диагностика специфических дислексий представляет определенные трудности, так как у детей дополнительно наблюдается гипер — или гипоактивность в поведенческих реакциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, в некоторых случаях замкнутость и депрессивное состояние, особенно во время уроков.
Необходимо также отдифференцировать специфические расстройства чтения от трудностей в чтении, вызванных социальными, языковыми (межнациональными) и другими причинами, оказывающими косвенное влияние на уровень освоения процесса чтения.
Условия лечения
Комплексные коррекционные медико-педагогические мероприятия.
Проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.
Перечень необходимых обследований В процесс проведения диагностических мероприятий необходимо исключить комплексное логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения и обследование нейропсихолога (не менее 2-х раз). Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, уровня интеллекта (по детской методике Векслера) и др.
Принципы терапии
Решающее значение в формировании чтения у данного контингента детей играет проведение специального комплекса логопедических занятий и медикаментозной терапии, направленных на устранение первичного дефекта — фонематического и общего недоразвития речи, возрастной несформированности высших психических функций преимущественно органического генеза. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной и групповой форме. При наличии нарушений звукопроизношения целесообразно исправить и автоматизировать дефектные звуки, ввести их в речь до начала занятий по дифференциации этих звуков в процессе чтения. В зависимости от степени выраженности дислексии и форм ее проявления, занятия направлены на формирование фонематического и вербального внимания, дифференциации в устной речи оппозиционных фонем, звукобуквенный анализ и синтез слов, способностей конструирования фраз, на развитие связной устной и письменной речи ребенка, темпа чтения, расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления. Логопедические занятия проводятся по схеме курсов для детей с ОНР:
ОНР II уровня — 45 — 90 занятий;
ОНР III уровня — 45 — 90 занятий.
В зависимости от конкретного типа дислексии рекомендовано от 45 (при легкой степени) до 180 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. Занятия с психологом 20 — 45 занятий на курс.
Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дислексии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций чтения и письма в процессе лечения. Вплоть до достижения возможного результата.
Ожидаемые результаты лечения
Активизация высших психических функций, развитие речевой памяти, внимания к языковым явлениям, устранение фонематических (при наличии артикуляторно-оральных) трудностей, улучшение навыков чтения (в том числе спонтанного) и письма, укрепление соматического и неврологического статуса.

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования

Характеристика состояния
Дисграфия — специфическое расстройство письменной речи, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Следует отметить, что чаще всего специфические дисграфии сочетаются с низким темпом письма. Выделяются следующие дисграфии:
1. Оптические дисграфии. Проявляются в трудностях письма букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по начертанию (оптическая литеральная дисграфия, оптическая «зеркальная» дисграфия), а также в нарушениях зрительной схемы слов, идентичных по контуру или пространственному последовательному изображению, — неспособность объединить данные буквы в слог, а слог — в слово (оптическая вербальная дисграфия, оптическая вербально-«зеркальная» дисграфия).
Следует исключить: нарушения письма вторичные, обусловленные сменой иностранного и родного языка, снижением остроты зрения.
Данные нарушения обусловлены в том числе несформированностью межанализаторных связей: зрительных и кинестетических.
2. Фонематические литеральные дисграфии. При сохранной остроте зрения они обусловлены нарушениями в дифференциации оппозиционных фонем. Это проявляется в письменной речи преимущественно в пропусках, искажениях, заменах букв (гласных и согласных: мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих). Имеют место трудности членения слова на буквы, основанные на сложностях определения места звука в слове. Чаще всего прослеживается взаимосвязь между нарушениями функций фонематического восприятия и графического воспроизведения звука-буквы.
В клинической картине иногда прослеживается корреляция с трудностями звукопроизношения. 3. Фонематические вербальные дисграфии.
Как правило, они сочетаются с фонематическими литеральными дисграфиями. Обусловлены не только нарушениями фонематического восприятия и графического воспроизведения буквы, но и недоразвитием глобальных высших психических функций в раннем детском возрасте (речевой памяти и внимания к языковым явлениям).
Фонематические вербальные дисграфии проявляются в пропусках, заменах, искажениях фрагментов слов (абрис слова — пропуски букв и их смешения), нарушениях словообразования и словоизменения — неправильное написание окончаний слов, персеверации, преодоление которых требует опоры на проговаривание.
Вербальная дисграфия на уровне фразы проявляется в слитном написании предлогов с существительными, пропуске и перестановке слов во фразе, неточности списывания и повторного воспроизведения фразы, сочетается с трудностями осмысления написанного и неспособностью обобщить содержание написанного (фразы и текста).
Письмо под диктовку, особенно предложений, затруднено, так как имеется тесная взаимосвязь с нарушением программирования фразы (логико-грамматической конструкции). Как правило, дети с такими нарушениями долго думают как написать первое слово и упускают всю продиктованную фразу.
Исходной причиной такой дисграфии является наличие аграмматизмов в устной речи у детей при общем недоразвитии речи.
4. Орфографическая дисграфия. Орфографическая дисграфия в последние годы выделяется специалистами в самостоятельную подгруппу и причины ее появления объясняются также неспособностью детей усвоить большой объем учебного материала.
Она проявляется в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме хорошо усвоенные и неоднократно повторяемые устно правила орфографии. Орфографические ошибки такого рода носят однотипный устойчивый характер. При этом можно выделить тесную взаимосвязь графической агнозии со слуховой.
О таких детях говорят: «Как слышат, так и пишут» (часто повторяются ошибки правописания гласных, их замены, звонких согласных в середине и в конце слова по аналогии с устной речью и др.). Ошибки в написании морфем (правописание предлогов, приставок, суффиксов, окончаний) характерны для детей с нарушениями логико-пространственных представлений, мнестических процессов, внимания к языковым явлениям.
При орфографической дисграфии следует исключить: вторичные нарушения письма, обусловленные интерференцией иностранного и родного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью. Степень тяжести дисграфии может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от особенностей развития речевой функциональной системы, возрастной сформированности высших психических функций.
Клиническая диагностика специфических дисграфий представляет определенные трудности. У таких детей часто дополнительно наблюдается гипер — или гипоактивность в поведенческих реакциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная переключаемость внимания, в некоторых случаях аутистические реакции, сниженное настроение особенно во время уроков. Это может повлечь за собой развитие «школьного» невроза. Продуктивность письма в этих случаях ниже возрастного уровня.
Необходимо отдифференцировать эти специфические расстройства письма от трудностей его усвоения, вызванных социальными, языковыми (межнациональными) и другими причинами, оказывающими косвенное влияние на учебный процесс.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. В комплекс диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, интеллекта (по детскому варианту методики Векслера) и др.
Принципы терапии
Решающее значение в формировании чтения у данного контингента детей имеет проведение специального комплекса логопедических занятий и медикаментозной терапии, направленных на устранение первичного дефекта — фонематического и общего недоразвития речи, возрастной несформированности высших психических функций преимущественно органического генеза. Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур.
Медикаментозная терапия включает:
— ноотропные препараты;
— седативные препараты;
— нейролептики;
— антидепрессанты;
— витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
— физиотерапия;
— ЛФК;
— массаж.
Комплексные медико-педагогические мероприятия включают:
1. Проведение курса логопедических занятий в индивидуальной и групповой форме. При наличии нарушений звукопроизношения целесообразно исправить и автоматизировать дефектные звуки, ввести их в речь до начала занятий. В зависимости от степени выраженности дисграфии и форм ее проявления, занятия направлены на формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем, на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза слов, развитие способностей конструирования фраз и связных высказываний, темпа письма, расширение словарного запаса, формирование процессов самоконтроля.
Логопедические занятия проводятся по схеме курсов для детей с ОНР:
ОНР II уровня — 45 — 90 занятий;
ОНР III уровня — 45 — 90 занятий.
В зависимости от конкретного типа дислексии рекомендовано от 45 (при легкой степени) до 180 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. 2. Занятия с психологом — 20 — 45 на курс.
Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дисграфии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций чтения и письма в процессе лечения и обучения.
Ожидаемые результаты лечения
Активизация высших психических функций, в том числе речевой памяти, внимания к языковым явлениям, устранение фонематических, грамматических, семантических и праксических (праксиса кисти руки) нарушений, улучшение навыков письма под диктовку и самостоятельного письма, повышение возможностей самоконтроля, укрепление соматического, психологического и неврологического статуса.

F81.2 Специфическое расстройство арифметических навыков

Характеристика состояния
Дискалькулия — специфическое нарушение обучения счету, проявляющееся в разных возрастах дошкольной и школьной популяции. Симптомы специфической дискалькулии выражаются в трудностях:
— понимания разрядного строения числа и понятия числа;
— понимания внутреннего состава числа и связи чисел между собой;
— понимания левого и правого компонентов числа, значения нуля;
— перечисления и выстраивания автоматизированных цифровых, особенно порядковых, рядов; — выполнения элементарных вычислительных действий (сложение, особенно с переходом через десяток, вычитание, деление, умножение);
— распознавания числовых знаков;
— соотнесения чисел в арифметическом действии;
— заучивание таблицы умножения;
— решения задач, требующих понимания смысла и нескольких логических операций с удержанием в памяти определенных действий;
— зрительно-пространственного восприятия связи числа с вербализацией процесса счета; — раскрытия математического содержания схем и картинок, подводящих к правильному ответу; — выполнения усложненных логико-абстрактных действий, включаемых в алгебру, геометрию, тригонометрию, физику и пр.
Дискалькулия обусловлена рядом механизмов, сочетающих в себе несформированность высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками счета (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), зрительно-пространственного и зрительно-воспринимающего гнозиса, эмоционально-волевых реакций. Часто отмечается неустойчивое поведение детей на фоне социального неблагополучия и педагогической запущенности.
Следует исключить: нарушения счета, обусловленные умственной отсталостью, неадекватным обучением, эмоциональными нарушениями, расстройствами зрения и слуха, социальной депривацией.
Степень тяжести дискалькулий может быть выражена от легкой и средней до высокой в зависимости от возрастной сформированности высших психических функций.
Клиническая диагностика специфических дискалькулий осложнена многозначностью этиологии заболевания. Продуктивность усвоения арифметики у ребенка значительно ниже возрастного уровня, ожидаемого в соответствии с уровнем развития интеллекта и показателями успеваемости. Оценка проводится на основании стандартизированных тестов на счет. Навыки чтения и спеллингования должны быть в пределах нормы, соответствующей умственному возрасту. У некоторых детей отмечаются сопутствующие социально-эмоционально-поведенческие проблемы.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях, коррекционных классах и в некоторых случаях — на школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.
Перечень необходимых обследований В комплекс проведения диагностических мероприятий необходимо включить логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Сюда входят исследования импрессивной речи, экспрессивной речи, гнозиса, праксиса, функций чтения, письма, счета, решения задач, памяти, конструктивно-пространственной деятельности, уровня интеллекта (по детской методике Векслера) и др.
Принципы терапии
Решающее значение в коррекции дискалькулий у данного контингента детей играет проведение специального комплекса педагогических, в том числе логопедических занятий, и медикаментозной терапии, направленных на устранение определенных нарушений высших функций и зрительно-пространственного гнозиса.
Важное значение имеет проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур. Комплексные медико-педагогические мероприятия:
Проведение курса логопедических занятий рекомендовано в индивидуальной форме с переходов на групповую. В зависимости от степени выраженности дискалькулии и форм ее проявления занятия направлены на формирование понятия состава числа, счетных навыков, логико-абстрактной и зрительно-пространственной мыслительной деятельности, развитие способностей программирования арифметических (математических) конструкций, формирование процессов самоконтроля.
Логопедические занятия проводятся по схеме курсов:
— при легкой степени дискалькулии — 30 — 90 занятий;
— при средней степени дискалькулии — 30 — 90 занятий;
— при высокой степени тяжести дискалькулии — 30 — 90 занятий.
В зависимости от степени тяжести дискалькулии рекомендовано от 30 (при легкой степени) до 270 занятий и более (при высокой степени тяжести) в индивидуальной и групповой форме. Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дискалькулии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций счета в процессе лечения и обучения до достижения возможного результата.
Ожидаемые результаты лечения
Активизация высших психических функций, в том числе зрительной и слуховой памяти, переключаемости внимания, развитие, до возможного уровня, абстрактно-логического мышления и символических представлений, зрительно-пространственного гнозиса, улучшение навыков счетных операций, повышение возможностей самоконтроля, укрепление общего состояния и снятие проявлений школьного невроза.

F81.3 Смешанное расстройство учебных навыков

Характеристика состояния
Сочетанные специфические расстройства школьных навыков включают нарушения навыков чтения, письма, счета (арифметические навыки).
Школьная неуспеваемость носит более тяжелый характер из-за патологического влияния одного дефекта на другой.
Клиническая картина является мозаичной, где имеют место несформированность речевой и других высших психических функций, логико-абстрактных и зрительно-пространственных представлений.
Исключены:
— специфическое расстройство чтения (F81.0);
— специфическое расстройство спеллингования (F81.1);
— специфическое расстройство навыков счета (F81.2);
Следует также исключить вторичные нарушения чтения, письма, счета обусловленные интерференцией иностранного и родного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и на школьных логопедических пунктах. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др. Принципы терапии
Направлена на устранение первичного дефекта письма, чтения, счета и нарушений других высших психических функций.
Медикаментозная терапия включает:
— ноотропные препараты;
— седативные препараты;
— нейролептики;
— антидепрессанты;
— витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
— физиотерапия;
— ЛФК;
— массаж.
Комплексные медико-педагогические мероприятия организуются с учетом степени выраженности нарушений чтения, письма или счета. Специалисты (психолог, логопед, психиатр) решают вопрос о тактике выбора начального коррекционного курса, его последовательности, продолжительности и формы проведения (см. разделы F81.0, F81.1, F81.2). Длительность лечения — вплоть до возможной коррекции.
Ожидаемые результаты лечения
Улучшение школьной успеваемости, устранение проявлений школьной дезадаптации, укрепление соматического, психологического состояния ребенка, выбор профиля учебного учреждения.

F82 Специфические расстройства развития моторной функции

Характеристика состояния
Данная группа расстройств характеризуется двигательными нарушениями, моторной неловкостью, нарушениями координации, при которых отсутствуют парезы и параличи. Эти расстройства обусловлены нарушением связи между корковыми и исполнительными двигательными системами, а также разной степенью их созревания.
В клинической картине наблюдается симптоматика нарушения динамического и кинестетического праксиса. В раннем детстве у этих детей отмечается моторная неловкость, они позже начинают приобретать устойчивую походку, движения их носят некоординированный характер, у них поздно формируются навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков).
У данной категории детей процесс формирования изобразительной деятельности (рисования) протекает с запаздыванием и часто сопровождается негативными реакциями. Несформированность рисуночно-графических навыков очень часть становится проблемой только в период начального школьного обучения. У них отмечается плохой почерк, несоблюдение строки, замедленный темп работы, задержка в формировании навыков письма, которая может быть связана с нарушением визуального контроля и удержанием в памяти графических поз. Двигательные расстройства часто сочетаются с расстройствами речи, нарушением поведения, нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
Диагноз ставится на основании тестов (проб), направленных на исследование праксиса.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия проводятся в амбулаторно-поликлинических условиях, детских специализированных учреждениях и на школьном логопедическом пункте. Принципы терапии
Основные коррекционные мероприятия направлены на развитие и формирование общих двигательных навыков, специфических организаций движений кисти руки. Важным моментом является обучение родителей комплексам двигательных упражнений, направленных на развитие общей координации, формирование лево-правых представлений; ориентации в собственном теле и специальным упражнениям, направленным на коррекцию графической деятельности ребенка. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: психолога, невролога, логопеда, логоритмиста и др.
Медикаментозная терапия включает:
— ноотропные препараты;
— седативные препараты;
— нейролептики;
— антидепрессанты;
— витамины.
Дополнительные лечебные мероприятия:
— физиотерапия;
— ЛФК;
— массаж.
Выбор профиля учебного учреждения.
Длительность лечения
Вплоть до достижения возможного результата.
Требования к результатам лечения
Улучшение двигательных функций, координации, развитие графомоторной функции, что приводит к улучшению школьной успеваемости.

F84 Общие расстройства психологического (психического) развития

F84.0 Детский аутизм
F84.1 Атипичный аутизм
F84.2 Синдром Ретта
F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста
F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями) F84.5 Синдром Аспергера

F84.0 Детский аутизм

Характеристика состояния
Личностное нарушение, при котором предшествующего периода несомненно нормального развития, обычно, не бывает. Диагноз, как правило, ставится в возрасте не раньше 3-х лет, порой значительно позже. Состояние ребенка характеризуется ограниченными стереотипными интересами и своеобразным поведением, склонностью к привычным действиям и играм при отсутствии специальных навыков развития и речи наряду с тяжелым расстройством эмоций и отсутствием истинных контактов с родными и сверстниками. Речь ограничена в пределах скудного общения с близкими людьми, либо — отсутствует. Интеллектуальный дефект выражен не всегда и может быть неглубоким. Характерны страхи, нарушения сна, ритуалы при приеме пищи, вспышки агрессии и аутоагрессии. Таким образом, основными клиническими признаками синдрома раннего детского аутизма являются: аутизм с аутистическими переживаниями, нарушения речи, однообразное поведение со своеобразными двигательными расстройствами.
Условия лечения
Преимущественно амбулаторное.
Стационарное лечение — при выраженности патологических проявлений (агрессия и аутоагрессия, тяжелое соматическое состояние).
Перечень необходимых обследований см. раздел «шизофрения».
Принципы терапии
Выбор строится на основе применения специальных психологических и педагогических методик воспитания и обучения аутистов, трудотерапии, музыкотерапии, логопедических занятий, ЛФК. Биологические препараты из группы нейролептиков, транквилизаторов и метаболических мозговых корректоров применяются по клиническим показаниям (дозы см. раздел «шизофрения»).
Длительность лечения
Амбулаторное — по показаниям постоянно.
Стационарное — 4 — 8 недель.
Ожидаемые результаты лечения
Улучшение социальной адаптации.

F84.1 Атипичный аутизм

Характеристика состояния
Аномальный тип развития ребенка, как правило, проявляющийся в возрасте после 3 лет. По своим клиническим проявлениям отличается от раннего детского аутизма (болезнь Каннера) диссоциацией психических процессов, погружением в мир болезненных переживаний (при ранней детской шизофрении), фантазиями, страхами, измененным отношением к родным и выраженным эмоциональным уплощением, часто — с отставанием в речевом и интеллектуальном развитии. Условия лечения см. F84.0.
Перечень необходимых обследований см. F84.0.
Ожидаемые результаты лечения см. F84.0.
Длительность лечения см. F84.0.

F84.2 Синдром Ретта

Характеристика состояния
Диагноз устанавливается на основании специфической симптоматики, появляющейся только у девочек в возрасте от 6 месяцев до 1,5 — 2 лет и проявляющейся в нарастании аутизма, распаде речи (если она уже имеется), иногда — эписиндроме, резком отставании, и даже регрессе психического развития. Специфическими для данного синдрома признаками являются потеря способности пользоваться руками с появлением стереотипных движений в виде потирания рук, а также частые насильственные вздохи. После 6 лет развивается спастический паралич нижних конечностей с атрофией мышц. Именно эта симптоматика является опорной для диагностики данного синдрома в группе текущих дегенеративных заболеваний раннего возраста.
Условия лечения
Амбулаторное — при содержании в семье или помещение в интернат.
Перечень необходимых обследований
Диагноз ставится клинически. Все обследования и консультации другими специалистами проводятся по показаниям.
Принципы терапии
Болезнь прогрессирует. Патогенетического лечения нет. Работа врача заключается в психологической помощи семье, организации медико-генетического консультирования семьи. Лечение симптоматическое — противоэпилептические препараты, сосудистые средства.
Ожидаемые результаты лечения
Возможное улучшение адаптации ребенка.

F84.3 Другие дезинтегративные расстройства детского возраста

Характеристика состояния
В эту группу включаются рано развившиеся прогрессирующие заболевания с остановкой и регрессией психического развития, а также нарушением социального, коммуникативного и поведенческого функционирования. Как правило, это сопровождается стереотипными движениями и аутистическим поведением. Для диагноза важно, что всегда предшествует период нормального развития и нет доказательств распознаваемого органического повреждения мозга. В эту группу включаются заболевания, описанные в литературе под названием деменция Геллера и Крамера-Польнова.
Условия лечения
При содержании в семье — амбулаторно или лечение в интернате.
Перечень необходимых обследований
Диагноз ставится клинически. Все обследования и консультации другими специалистами проводятся по показаниям.
Принципы терапии
Болезнь прогрессирует. Патогенетического лечения нет. Работа врача заключается в психологической помощи семье, организации медико-генетического консультирования семьи. Лечение симптоматическое — противоэпилептические препараты, сосудистые средства.
Ожидаемые результаты лечения
Возможное улучшение адаптации ребенка.

F84.4 Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями)

Характеристика состояния
Выраженная, глубокая и тяжелая умственная отсталость с осложняющей симптоматикой. Условия лечения см. F84.2.
Перечень необходимых обследований см. F84.2.
Принципы терапии см. F84.2.
Ожидаемые результаты лечения см. F84.2.

F84.5 Синдром Аспергера

Характеристика состояния
Синдром характеризуется теми же нарушениями, что и ранний детский аутизм, но в отличие от аутизма у больных не имеется задержки в интеллектуальном развитии. На основании этого данный синдром вычленяется из группы больных с аутистическим поведением в данном возрасте.
Условия лечения
Преимущественно амбулаторное. Стационарное — при декомпенсации.
Перечень необходимых обследований
Диагноз ставится клинически. Все обследования и консультации другими специалистами проводятся по показаниям.
Принципы терапии см. F84.0.
Длительность лечения
Амбулаторное — постоянно по показаниям, стационарное — 4 — 8 недель.
Ожидаемые результаты лечения
Улучшение адаптации ребенка.

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.