Маниакально-депрессивный психоз, мании при аффективных психозах

Маниакально-депрессивный психоз, мании при аффективных психозах

Маниакально-депрессивный психоз у детей встреча­ется редко и имеет возрастное своеобразие. Описания маниакальных состояний немногочисленны. При них на­блюдаются многоречивость («речевой напор»), гипе­рактивность, отвлекаемость. Повышение настроения малозаметно. Клиническая картина приближается к опи­санной А. С. Ломаченковым «возбужденной мании». В то же время, хотя и редко, в структуре маниакальной фазы у де­тей до 10 лет может присутствовать витальное повышение настроения с неисчерпаемой и ничем не омрачаемой весе­лостью. Гневливая мания в этом возрасте — такое же ред­кое явление, как и солнечная. У подростков маниакальное состояние характеризуется повышенно-веселым настрое­нием, переживанием неизмеримой радости, бодрости, энер­гии. Они говорят о своей силе, ловкости, исключительных способностях, не замечают у себя недостатков или легко их оправдывают. Живая и выразительная мимика кажет­ся иногда утрированной, но в отличие от гебефреническо — го возбуждения, всегда созвучна настроению и ситуации. Характерна склонность к рифмованию и рискованным шут­кам. В ряде случаев повышение настроения незначительно, а на переднем плане бурная, но малопродуктивная деятель­ность, двигательная расторможенность, резкое расширение контактов, в том числе и в связи с утратой чувства дистан­ции и смущения, конфликтность и, нередко, асоциальное и тисоциальное поведение, проявляющееся в хулиганстве, кражах, злоупотреблении алкоголем, уходах из дома, бес­порядочной половой жизни. Идеи переоценки собственной личности, способностей, внешних данных очень нестойки. Дурашливость и расстройства влечений лишены характер­ных для гебоидного синдрома извращенности, бруталь­ности, монотонности. Несмотря на расторможенность, сохраняются навыки самообслуживания, культурные при­вычки, элементы воспитанности.

А. Е. Личко в качестве атипичных маний при маниакально — депрессивном психозе у подростков описывает гневливую манию с раздражительностью и агрессивностью и делинк­вентную манию со склонностью к асоциальному поведению. Несмотря на активность, взвинченность, возбужденность, подъема настроения в том и другом случае не обнаружива­ется и правильно квалифицировать эти состояния удается лишь благодаря анамнезу и последующему наблюдению. Надо сказать, что гневливость и делинквентность нередко сочетаются, и состояние становится практически неотличи­мым от «возбужденной» мании.

В депрессивной фазе у детей могут доминировать вялость, пассивность, заторможенность, иногда депрессия окраше­на дистимически и даже дисфорически, нередко на перед­нем плане соматовегетативные расстройства. С. С.Мнухин описал встречающееся в ряде случаев в структуре депрес­сий у детей и подростков онейроидное расстройство со­знания. Некоторые авторы трактуют подобные состояния как проявление шизофрении или органических психозов. Дальнейшее течение с появлением типичных депрессив­ных фаз говорит в пользу возрастного своеобразия имен­но маниакально-депрессивного психоза. Если разного рода помрачение сознания определяет картину приступов на всем протяжении психоза, следует вести речь о психо­зах органического происхождения. По мнению некоторых авторов, депрессивная фаза у детей может проявить себя разнообразными психосоматическими расстройствами, не­
послушанием и ленью, асоциальными поступками на фоне плаксивости, безрадостности. Такие картины стали назы­вать скрытыми депрессиями и депрессивными эквивален­тами. Пока не ясно, являются ли маскированные депрессии и депрессивные эквиваленты признаком возрастного своео­бразия маниакально-депрессивного психоза, или это прису­щие только детям депрессии другой природы. Выраженная атипия депрессий у детей сама по себе затрудняет их диа­гностику. Это усугубляется тенденцией к неоправданному расширению границ депрессий детского возраста (в том числе фазных) за счет расстройств поведения и так назы­ваемых психосоматических эквивалентов.

Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.