Какие бывают диагнозы психических расстройств ребенка?

Какие бывают диагнозы психических расстройств ребенка?

Какие бывают диагнозы психических расстройств ребенка?

Диагнозы десяти основных психических расстройств описаны в книге «Справочник диагностики и статистики психических заболеваний», подготовленной и опубликованной Американской ассоциацией психиатров. Эта книга используется большинством врачей-клиницистов, работающих в области психического здоровья. В общем и целом поведенческие трудности, ассоциируемые с каждой из десяти категорий психических расстройств, характеризуются симптомами, не свойственными детям с обычными сложностями характера. Если вы подозреваете наличие у своего ребенка одного из нижеописанных состояний, он должен пройти полный медицинский осмотр.

Какие бывают диагнозы психических расстройств ребенка?

1. Расстройства привязанности

Расстройства привязанности включают в себя страх разлуки и реактивное расстройство привязанности (РРП). Маленькие дети испытывают сильнейшее беспокойство (гораздо более сильное, чем ожидается на их уровне развития) из-за страха разлуки с домом, родителями или близкими членами семьи. Причиной данного расстройства нередко служит сильное потрясение, такое как смерть, серьезная болезнь близкого человека или домашнего питомца, переезд в новый дом. Ребенок испытывает постоянную тревогу, становится замкнутым, грустным, начинает бояться животных, темноты, чудовищ и тому подобного. Реактивное расстройство привязанности обычно проявляется до пяти лет и связано с ранним расставанием младенца или маленького ребенка с главным опекуном или серьезной личностной разобщенностью родителей и ребенка. К поведенческим нарушениям, свойственным детям с РРП, можно отнести отсутствие привязанности к родителям, частые и резкие перепады настроения и приступы сильного гнева (особенно в случаях родительского контроля или накладываемых ими ограничений), лицемерие, желание контролировать и подчинять себе окружающих, нежелание устанавливать визуальный контакт с родителями. Дети с расстройством привязанности должны быть уверены, что контролируют все происходящее. Они предпочтут потратить десять часов, чтобы сделать все по-своему, чем десять секунд, чтобы послушаться родителей.

2. Дизраптивные расстройства поведения и дефицитарные расстройства внимания

Подобный диагноз ставится детям, у которых имеются серьезные проблемы с вниманием, импульсивным поведением и гиперактивностыо. Дети младше семи лет с диагнозом СДВГ отличаются неумением справляться с разочарованиями, вспыльчивостью, склонностью командовать, упрямством, настойчивым и чрезмерным стремлением получать желаемое, частыми перепадами настроения, повышенной чувствительностью к непринятию ровесников.

В данной категории следует выделить еще одно серьезное дизраптивное расстройство поведения — оппозиционное вызывающее расстройство (ОВР). Дети с таким расстройством ведут себя вызывающе, дерзко, открыто не повинуются и враждебно настроены по отношению к родителям. Они постоянно спорят, отрицают авторитет родителей и отказываются подчиняться их требованиям, намеренно поступая по-своему. Они злые, мстительные и язвительные, их поведение отрицательно сказывается на нормальном течении жизни всей семьи. Их упрямство и неподчинение разумным требованиям, нежелание идти на компромиссы, намеренные провокации и бесконечные попытки испытать родительское терпение выводят последних из себя и оставляют их с ощущением бессильной злости. Поведение детей с ОВР по достижению ими дошкольного возраста выявляет самые худшие черты как в них самих, так и в родителях. ОВР часто встречается у детей, чьи родители используют жесткие, суровые методы воспитания и прибегают к физическому наказанию, или в тех случаях, когда ребенка перебрасывают от одного опекуна к другому (как часто бывает при усыновлении или в детских домах).

3. Коммуникативные расстройства

Дети с коммуникативными проблемами испытывают затруднения в выражении своих мыслей вербально или при помощи языка жестов. Коммуникативные расстройства по своей сути отличаются от общих проблем развития, задержки психического развития, дефектов слуха или двигательных дефектов. Для таких детей характерна замедленная речь, небогатый словарный запас, медленный подбор слов или заикание. Проблемы подобного рода возникают из-за предшествующих медицинских состояний, повредивших речевой центр мозга (энцефалит или иная инфекция мозга, травма головы, облучение головы в процессе лечения рака). Дети, страдающие данным расстройством, не желая общаться с ровесниками или близкими, нередко замыкаются в себе, испытывая чувства тревожности, неуверенности или недовольства собой.

4. Расстройства развития

Для детей с общими расстройствами развития (ОРР) характерно чрезвычайно трудное и неконтролируемое поведение: буйные приступы гнева, агрессия и членовредительство. К этой категории расстройств можно отнести аутизм, синдром Ретта, детское расстройство и синдром Аспергера. ОРР характеризуются глубокими нарушениями социальных навыков общения, коммуникативных навыков и (или) анормально устойчивыми поведением, интересом или видом деятельности.

Аутизм в значительной степени обусловлен генетической предрасположенностью; если один из однояйцовых близнецов страдает от аутизма, второй, пусть даже выросший в совершенно иных условиях, также будет страдать от этого заболевания. Основная отличительная черта аутизма — задержки в развитии социальных и коммуникативных навыков, а также очевидно ограниченная сфера интересов или видов деятельности у детей младше трех лет. Маленькие дети с аутизмом не смотрят родителям в глаза, не вступают по собственной инициативе в разговоры с членами семьи и остаются равнодушными к эмоциям людей, которые пытаются с ними общаться. У них возникают значительные затруднения в общении с ровесниками и, как правило, практически отсутствует интерес к совместным играм. Помимо этого, большинство аутистов выбирают себе одно занятие, имеют очень узкую сферу интересов или одно конкретное повторяющееся движение и приходят в ярость от прикосновения или малейших перемен в окружении. В ходе последних исследований выявлены дефекты в развитии мозга у младенцев и маленьких детей, страдающих этим заболеванием: первоначально маленькая голова увеличивается в размере резкими скачками. В некоторых частях мозга наблюдается избыточное скопление нервных связей, результатом чего является хроническое воспаление.

У детей с синдромом Ретта (встречается только у девочек и часто ассоциируется с задержкой умственного развития) голова, изначально нормальной окружности, примерно между пятым и сороковым месяцами перестает расти, кисти рук производят движения моющего и потирающего характера, пропадает способность к удержанию в руках предметов.

Дети с дезинтегративным расстройством до двух-четырех лет развиваются нормально, после чего резко проявляются симптомы, характерные для аутизма. К поведенческим симптомам, предшествующим резкому ухудшению в развитии, относятся раздражительность и гиперактивность, воспринимаемые родителями как неконтролируемое поведение.

Дети с синдромом Аспергера поначалу развиваются нормально, но потом их движения становятся неуклюжими или нескоординированными. У маленьких детей наблюдаются задержка в развитии, трудности социального взаимодействия, сопровождаемые интенсивным и навязчивым уровнем сосредоточения на определенных объектах или интересах, и навязчивые движения (похожие на движения, характерные для аутизма).

5. Расстройства, связанные с кормлением, питанием и испражнением

Описываемые в настоящем разделе расстройства питания и испражнения не относятся к типичным трудностям и препятствиям, с которыми в процессе кормления и приучения к горшку сталкиваются большинство родителей. Они не связаны с какими-либо медицинскими состояниями и кардинально отличаются от естественных отклонений. К этим расстройствам относятся стремление поедать несъедобные материалы и вещества (краску, грязь, помет животных, песок), категорический отказ от еды или, наоборот, неконтролируемый аппетит, частый стул, мочеиспускание в несоответствующих местах (наблюдается после четырех-пяти лет). Подобные симптомы нередко проявляются как результат глубокого стресса, вызванного семейной ситуацией.

6. Расстройства обучения

Маленькие дети с расстройствами обучения с трудом понимают и усваивают информацию, поступающую от воспитателей. У них возникают трудности с изложением собственных мыслей, сохранением концентрации и внимания и запоминанием информации. Иногда перечисленные трудности являются следствием медицинских состояний — отравления свинцом, употребления матерью алкоголя во время беременности или генетического состояния, известного как синдром ломкой хромосомы. Дошкольникам редко ставят формальный диагноз расстройства обучения (поскольку они еще не начали академического обучения), однако воспитатели в детских садах могут отмечать ранние признаки потенциальных трудностей с чтением, письмом или математикой. Маленькие дети с ранними признаками расстройства обучения нередко отрицательно относятся к себе, поскольку постоянно сравнивают свои трудности с успехами ровесников, что наглядно отражается на их поведении.

7. Задержка умственного развития

Преобладающим симптомом при задержке умственного развития является нарушение общего интеллектуального развития, которое отражается на коммуникативных навыках и умении самостоятельно себя обслуживать. Детям со значительной умственной неполноценностью нередко свойственны очень серьезные поведенческие проблемы, вызванные осознанием своей ограниченной способности справляться с некоторыми требованиями, предъявляемыми к их возрастной группе.

8. Расстройства настроения

К данной категории относятся депрессивное и биполярное расстройства. Упомянутые расстройства имеют схожие психические диагнозы с ярко выраженным компонентом «наследственной уязвимости». Дети родителей, страдающих от биполярного расстройства, резких перепадов настроения, тяжелой депрессии или длительной бессонницы, гораздо чаще подвержены указанным расстройствам.

Депрессивные расстройства взрослых характеризуются угнетенностью духа и потерей интереса к жизни (в течение более двух недель) и сопровождаются, по крайней мере, тремя из перечисленных симптомов: существенная потеря или прибавление веса, трудности со сном, беспокойство, переутомление, ощущение чувства вины, собственной бесполезности, трудности с концентрацией внимания, частые мысли о смерти или желание покончить с жизнью. В ходе исследования, объектом которого послужили однояйцовые близнецы, росшие порознь, было установлено, что в сорока процентах случаев наличие депрессии отмечается у обоих близнецов. Причиной депрессии и у детей, и у родителей часто служат жизненные кризисы или потери. Ребенок может впасть в депрессию из-за травмирующих событий, поскольку маленькие дети склонны видеть любые жизненные неурядицы в самом черном свете. Более того, родительская депрессия ставит под угрозу спокойствие ребенка еще и потому, что взрослый человек в таком состоянии просто не может обеспечить и сохранять надежную связь с малышом.

Отмечается существенная разница между симптомами депрессии у взрослых и детей. У первых она проявляется угнетенным состоянием, изменениями веса и уровня энергичности, а у вторых — замедленным развитием и повышенной раздражительностью.

Биполярные расстройства у взрослых характеризуются маниакальными приступами, которые периодически могут сопровождаться депрессией. Во время таких приступов человек находится в чрезмерно возбужденном или раздраженном состоянии, по крайней мере, целую неделю. При этом отмечается наличие хотя бы трех из перечисленных ниже симптомов: сокращение потребности в сне (когда «трех часов вполне достаточно»), излишняя говорливость, быстрая речь или сумбур в мыслях, неконтролируемая отвлекаемость или отсутствие концентрации, ненормальная активность или возбужденное состояние, увлеченность вредными удовольствиями (азартными играми, безрассудными видами деятельности, тратами, сексуальными излишествами и так далее). Наиболее существенное различие между биполярными расстройствами у детей и у взрослых состоит в том, что у детей маниакальный приступ длится, как правило, меньше недели и сопровождается повышенной раздражительностью или депрессией.

9. Расстройство моторных навыков

Для маленьких детей с расстройством моторных навыков характерна некоторая неуклюжесть и серьезные задержки в развитии. Например, младенцы с указанным расстройством крайне долго учатся сидеть, ползать, застегивать пуговицы или молнии на одежде, завязывать шнурки. У дошкольников могут возникать серьезные проблемы со складыванием головоломок (даже тогда, когда они точно знают, куда хотят положить тот или иной фрагмент), кубиков или игрой в мяч. Постановка данного диагноза требует отсутствия у ребенка каких-либо болезненных состояний (церебрального паралича, мышечной дистрофии, анормальных нервных состояний). Поведенческие проблемы у детей с данным расстройством, как правило, вызваны тем, что они невероятно расстраиваются при виде того, как другие дети совершают действия, которые они сами не могут совершать практически, но знают, что способны на них теоретически.

10. Тикозные расстройства

Тикозные расстройства являются наследственным заболеванием и передаются преимущественно мужчинам. К ним относятся синдром Туретта, а также хронические моторные расстройства и речевые расстройства. Тики представляют собой непроизвольно повторяющиеся рекуррентные, неритмичные, стереотипные моторные движения, вызванные стрессом. Синдром Туретта характеризуется множественными моторными и одним или несколькими вербальными тиками, которые во время болезни проявляются одновременно или в различные периоды. К движениям, как правило, относятся прикосновения, приседания, сгибание колен и вращение, к вербальным — подмигивание, кашель, щелканье, хрюканье, лай, храп. Дети с тикозными расстройствами отличаются большей гиперактивностью, импульсивностью и отвлекаемостью, чем их ровесники. Болезнь может развиваться уже в возрасте двух лет, однако, как правило, это происходит в семь лет.

Медицинские состояния могут увеличивать поведенческие проблемы маленьких детей

Серьезное заболевание может оказывать весьма негативное влияние на поведение маленьких детей. Если вы подозреваете наличие у вашего малыша одного из описанных ниже состояний, как можно быстрее обратитесь к врачу.

Данный перечень содержит наиболее распространенные медицинские проблемы, которые могут сказаться на детском поведении:

    Преждевременные роды приводят к тому, что ребенок с не развитым до конца мозгом испытывает трудности с само успокаиванием, контролированием злобы или раздражительности.
    Частые ушные инфекции или увеличенные гланды вызывают храп и проблемы со сном.
    Плохое питание или избыточное потребление сахара может стать причиной гиперактивности и (или) раздражительности.
    Детский диабет влечет за собой перепады настроения, связанные с изменением уровня сахара в крови.
    Астма и принимаемые от нее лекарства вызывают гиперактивность и раздражительность.
    Аллергии нередко нарушают способность сохранять спокойствие.
    Проблемы со зрением или слухом приводят к тому, что ребенок своим поведением пытается компенсировать эти затруднения.
    Расстройства эндокринной системы могут приводить к тому, что слишком высокое или низкое содержание гормона щитовидной железы сказывается на сне.
    Боль или высокая температура, связанные с целым рядом медицинских состояний, усугубляют поведенческие проблемы.

Incoming search terms:

  • https://yandex ru/clck/jsredir?from=yandex ru;search;web;;&text=&etext=1827 7kj5LP4m1R2kbHFAocK82bcUDdxnAQo9ZZ8MNl_QDbBHW5BRlYdo69HB8PdrWVwc abb2369caa4811587859624e92073c98ce0fe0e5&uuid=&state=_BLhILn4SxNIvvL0W45KSic66uCIg23qh8iRG98qeIXme
Метки: . Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.